Классификация методов прогнозирования в общем механизме стратегического планирования
– динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде;
– вид и характер имеющейся информации, типовое представление об объекте прогнозирования;
– комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;
– период упреждения и его соотношение с предполагаемой продолжительностью рыночного, жизненного цикла, цикла разработки или модификации товара, услуги;
– требование к результатам прогнозирования и другие особенности конкретной проблемы.
Все перечисленные факторы должны рассматриваться в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения. На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных фактора – затраты и точность. Следует выяснить, сколько средств выделено на подготовку прогноза, какова возможная цена спрогнозированных ошибок и выход. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.
При выборе метода прогнозирования нужно учитывать [19, С. 77]: наличие статистических данных за необходимый период; компетентность прогнозиста, наличие электронно-вычислительной техники (ЭВТ); время, необходимое для сбора и анализа информации.
В ряде случаев для получения независимых прогнозов используются одновременно несколько методов. Требования к прогнозам:
– своевременность, с определенной степенью точности и определенности других показателей;
– надежность, выраженная в знаковых единицах и зафиксированная на бумаге;
– простота методики прогнозирования для использования.
Таким образом, целью создания прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого руководитель должен принимать решения. Эта цель диктует два основных правила, которым должен следовать процесс прогнозирования:
1. Прогнозирование должно быть технически корректным и должно порождать прогнозы, достаточно точные для того, чтобы отвечать нуждам фирмы.
2. Процедура прогнозирования и ее результаты должны быть достаточно эффективно представлены руководителю, что обеспечит использование прогнозов в процессе принятия решения во благо фирмы. Результаты прогнозирования также должны быть сбалансированы в отношении затрат / прибыли.