Управление как процесс принятия решений
Принятие решений в организации это [24. С. 245]:
сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая людьми - руководителями, менеджерами,
поведение людей, основанное как на фактах, так и на их ценностных ориентациях,
процесс, базирующийся на осознанном взаимодействии членов организации,
выбор лучшей из ряда альтернатив в рамках состояния внешней и внутренней организационной среды.
Принятие решений – это и наука, и искусство.
Для принятия управленческих решений, таким образом, должны быть определены:
мотивирующие цели,
допустимые альтернативные способы достижения поставленных целей – стратегии,
возможные состояния внешней (неопределенной) среды,
ожидаемые результаты реализации стратегий при различных состояниях среды – исходы.
Затем альтернативы должны быть оценены, согласно выбранному критерию решения, для выбора лучшей из них. Хорошо, если этот выбор может быть каким-либо образом формализован. В любом случае окончательное решение всегда остается за руководителем.
Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Под технологией реализации управленческого решения обычно понимают систему методов, приемов и этапов работы персонала с управленческим решением. Технологически этот процесс включает три основных этапа: подготовку управленческого решения, их принятие и выполнение (реализацию). В технологии выделяют пять основных стадий (рис.1.4.) [9. С. 250].
Рис. 1.4. Технология подготовки управленческого решения
Следовательно, деятельность по подготовке управленческого решения начинается с выявления актуальной социальной проблемы, а завершается представлением оптимального проекта нормативного акта должностному лицу с которым согласовывается процедура принятия этого решения.
сполнение управленческих решений- это практическая сторона управленческой деятельности, она включает систему текущего контроля (слежение и информацию о ходе процесса управления и оперативное вмешательство в процессы управления по результатам контроля) и систему контроля результатов деятельности аппарата управления с анализом качества работы.
Технологический цикл по работе с управленческими решениями завершается контролем за их выполнением. Без контроля нельзя определить, действительно ли решения выполнены и реально осуществлены проблемы, которым были посвящены данные решения.
С помощью управленческого контроля осуществляется наблюдение за процессом выполнения управленческих решений, выявляются результаты воздействия субъекта управления на объект управления. Выступая средством обратной связи, управленческий контроль дает управляющей подсистеме необходимую информацию о фактах запланированного или отклоняющегося поведения управляемой подсистемы. Выявляя отклонения и их причины, контроль определяет необходимые пути корректировки дальнейшей управленческой деятельности, способствует выработке различных форм ее оптимизации.
Таким образом, управленческий контроль технологически включает четыре основные фазы:
1) учет достигнутых результатов;
2) сравнение этих результатов с поставленными целями;
3) оценку уровня решения актуальной социальной проблемы;
4) корректировку и оптимизацию дальнейшей управленческой деятельности.
Эффективность выполнения управленческих решений определяется не простым соответствием фактических результатов нормативным целям, а именно тем, насколько они удовлетворяют социальным потребностям при решении (снятии) актуальных социальных проблем.
Таким образом, управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы. Подготовка и принятие управленческих решениий – это процесс содержательного преобразования информации состояния в управленческую информацию.