Риск-менеджмент на предприятии
Задача риск-менеджера на предприятии - это прогнозирование завтрашнего дня, определив ту группу рисков, которая будет сопутствовать предприятию на протяжении выпуска какого-либо вида товаров или всей цепочки, связанной с его жизненным циклом. Риск-менеджер сможет довольно четко сказать, сколько это будет стоить сегодня, если принять необходимые меры по устранению этих рисков, и завтра, когда наступит страховой случай.
Каждая организация за время своей деятельности переживает определенные этапы развития. Каждый из таких этапов сопровождается появлением в компании новых управленцев. Сначала это генеральный директор и, конечно же, бухгалтер, потом это могут быть руководители подразделений, отвечающих за закупки и продажи, управление финансами, транспортное обеспечение, региональное развитие, экономическую безопасность, внутренний аудит, маркетинг и т.д. Но, для того чтобы, например, оплачивать платежки, финансовый директор не нужен, для того чтобы в срок поставить партию одному покупателю, логистик тоже вряд ли потребуется. А если таких покупателей уже сотни, и что без бюджета поставленных целей уже не достигнуть? Все эти вопросы говорят только об одном - компания достигла нового уровня развития и помочь успешно закрепиться на нем, призваны новые специалисты. К ним относится и риск-менеджер, т.е. специалист по управлению рисками.
Если представить себе деятельность риск-менеджера как процесс управления рисками, то ее можно разбить на несколько последовательных этапов:
1) идентификация и анализ вероятностей наступления ущерба,
2) установление потенциальных источников опасности;
3) определение наиболее вероятных и проблемных для компании источников причинения ущерба;
4) определение возможных способов защиты от ущерба, его последствий или сокращение размеров таковых;
5) выбор наиболее актуальных (из возможных) способов защиты, а также их реализация;
6) контроль над выполнением принятых решений и внесение улучшающих коррективов.
На первых этапах развития предприятие способно справляться с возможными последствиями наиболее очевидных рисков только с помощью внешних партнеров: страховщиков, брокеров, консультантов. Но если предприятие растет как в прямом, то рано или поздно его руководство начнет задумываться об эффективности такого способа управления рисками. Именно эффективное управление рисками является наиболее очевидным поводом для создания в компании соответствующего подразделения.