Процессный подход. Классификация процессов
В стандарте ИСО 9001:2000, основанном на процессном подходе, выделены четыре блока процессов (рисунок 1.1):
- Ответственность руководства,
- Менеджмент ресурсов,
- Процессы жизненного цикла продукции,
- Измерения, анализ и улучшение
"Процесс - это набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы для добавления ценности".[1] Добавленная ценность процесса - повышение результативности и эффективности деятельности организации вследствие целенаправленного изменения в процессе.
Бизнес-процесс – это совокупность процессов и взаимодействий между ними, результатом (выходом) которой является продукция и/или услуги, поставляемые потребителям, а входами – материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками
Основную идею процессного подхода можно свести к следующим положениям: [8]
1. Деятельность организации необходимо представить в виде сети взаимодействующих между собой процессов;
2. Менеджмент деятельностью организации должен основываться на менеджменте сетью процессов с целью повышения их эффективности .
Структура системы управления, включая и управление качеством, построенная на основе процессного подхода, состоит из двух уровней, а именно, управления в рамках каждого бизнес-процесса, а также управления группой бизнес-процессов на уровне всего предприятия.
Описание сети процессов, составляющих деятельность организации – это сложная организационно-техническая задача. Процессы могут быть классифицированы по различным признакам[26, С.38]:
Рис. 1.4. Классификация процессов СМК
Основные (ключевые) - процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказание услуг. Ключевые процессы оказывают наибольшее воздействие на достижение главных целей организации. Определяются в зависимости от степени их влияния на удовлетворенность потребителей, акционерную стоимость организации, увеличение продаж продукции, расширение рынка уменьшение издержек и др. Обеспечивающие - процессы, результатом которых является создание необходимых условии для осуществления основных процессов. Процессы менеджмента, результатом которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов. Критические процессы - представляют фактическую или потенциальную опасность для обеспечения качества продукции и, следовательно, для эффективности бизнеса. Управленческие (руководящие) – процессы, владельцами которых является высшее руководство[26, С.41].