Оценка показателей бизнес–процессов
Управление процессом, включает в себя функции:
планирования, организации работ, контроля, регулирования.
При проведении анализа используются 4 основных потока информации:
показатели процесса;
показатели продукта;
показатели удовлетворенности потребителя;
результаты аудитов процессов[10, С.520].
Основой управления бизнес-процессом являются измерение его показателей
эффективности
и
результативности.
"Результативность – степень реализации запланированных работ (деятельности) и достижение запланированных результатов".
"Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами".
Как правило, выделяются три группы показателей:
затраты на выполнение бизнес-процесса, включая фактическую себестоимость бизнес-процесса, расчитанную на основе применения методологии АВС/ФСА (Activity Based Costing/Функционально-Стоимостной Анализ);
· временные характеристики бизнес-процесса, цикличность, производительность труда;
· показатели качества бизнес-процесса (результативность) [10, С.523].
Этапы процессного подхода включают в себя [24, С.152]:
- идентификацию процессов, необходимых для системы менеджмента качества и их применение во всей организации,
- определение последовательности и взаимодействия этих процессов,
- определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности, эффективности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами,
- обеспечение наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и мониторинга,
- осуществление мониторинга, измерения и анализа этих процессов.
При управлении процессами возможно вертикальное и горизонтальное "сжатие" процессов. Вертикальное сжатие- сокращение уровней иерархии операций. Горизонтальное "сжатие" процессов - разделение процесса на параллельные ветви, сокращение времени выполнения процедур. Сочетание процессного подхода с управленческим учетом, командной формой организации работ и проектным стилем жизни - основа новой организации, организации ХХI века.
Действия, необходимые для функционирования СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 планируются для управления процессами[31].
Порядок реализации улучшений процесса включает:
- определение целей и краткое описание проекта по улучшению,
- анализ существующего процесса и возможностей реализации изменения,
- определение и планирование улучшения процесса,
- внедрение улучшения,
- верификацию и валидацию улучшенного процесса,
- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Итак, необходимость внедрения СМК имеет для предприятия "внешние" причины - выход на внешний рынок, конкурентные преимущества среди стран и фирм.
Но немаловажны и "внутренние" причины: большая осведомленность о качестве; сокращение дефектов и их переделок; ускорение цикла производства и повышение производительности труда; позитивные культурные изменения, улучшение документации; повышение ответственности за качество своего труда; корпоративная культура и др [10, С.25].