Достоинства и недостатки методов мотивации летного состава Военно-транспортной авиации на современном этапе
Методы мотивации могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования в организации, но очевидно, что необходимо использовать все перечисленные в предыдущих главах методы. Каждый метод имеет свой достоинства и недостатки для конкретной организации. В данной главе мы раскроем основные достоинства и недостатки перечисленных выше методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации.
Достоинствами методов солидарности является создание у летного состава положительных эмоции от чувства выполненного государственного долга, сплочение коллектива, путем единства цели. Развитие патриотизма и любви к родине.
Положительным моментом посвящения в тактический замысел и введения летного состава в планы высшего командования, является создания у человека чувство востребовательности и доверия к нему, стремление к занятию более высокой должности.
Как и в любой организации в военно-транспортной авиации не обойтись без метода принуждения. Основным достоинством данного метода является, то, что он дисциплинирует, обязывает летный состав соблюдать все требования командиров и регламентирующих документов при эксплуатации воздушного судна и выполнении полетов. Все это приводит к сохранению жизни и здоровья летного состава и перевозимых пассажиров, а также к исправности дорогостоящей техники.
Также важна система нематериальное стимулирование труда. Все эти методы создают комфортную психологическую обстановку. При умелом их использовании можно достичь высокого мотивационного эффекта и поддерживать его. Но эти методы необходимо применять с системой материальным стимулированием труда. На сегодняшний день она является основным методом мотивации в военно-транспортной авиации.
Достоинством системы материального стимулирования труда является получение ощутимого вознаграждения, всеми приемлемого, принятого в обществе, на которое можно реализовать часть своих потребностей, а также материальное стимулирование является наглядным, человек видит конкретное вознаграждение за свой труд.
Государство финансирует военно-транспортную авиацию в рамках финансирования Вооруженных сил и его возможности ограничены. В связи с этим усилия руководства Министерства обороны Российской Федерации направлены, прежде всего, на повышение эффективности использования всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении Министерства обороны. Это средства, выделяемые бюджетом на текущее содержание, а также привлеченные от реализации движимого и недвижимого военного имущества и осуществления другой разрешенной законодательством деятельности. Особое внимание уделяется социальной составляющей бюджета Министерства обороны. В настоящее время летный состав военно-транспортной авиации денежное довольствие получает своевременно и в полном объеме в размере определенном Правительством Российской Федерации, что является достоинством данного метода.
Недостатком системы материального стимулирования труда является то, что если это единственный стимул, который удерживает человека на работе, то его легко переманить, предложив большее вознаграждение. Следовательно, он не является долгосрочным. В военно-транспортной авиации, хотя и применяются меры по сохранению летного состава, такие как надбавка, за выслугу лет, предоставление собственной квартиры и пенсии только через 20 лет службы, но, несмотря на это летчики и бортовые специалисты уходят в гражданскую авиацию, потому что там им предлагают более высокое материальное вознаграждение. Это является примером непродуманности методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации. Надбавка, за выслугу лет является незначительной. Летному составу нетрудно списаться с летной работы по состоянию здоровья, уволиться из Вооруженных сил и получить квартиру через 10 лет. Так как выслуга лет летному составу исчисляется 1 год за 2 года, то к 30 годам человек является уже пенсионером и спокойно увольняется из Вооруженных сил с начислением пенсии. За время прохождение службы в военно-транспортной авиации человек получает за счет Министерства обороны профессиональную подготовку. Также летный состав военно-транспортной авиации регулярно бесплатно проходит курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков и получает соответствующие свидетельства для полетов за границу. Со всеми этими документами и соответствующей летной подготовкой в достаточно молодом возрасте человеку нетрудно устроиться в гражданскую авиакомпанию, где ему предлагают достаточно большое вознаграждение за труд и психологическая обстановка является зачастую достаточно комфортной. Это является проблемой военно-транспортной авиации.