Анализ социальной сферы города Калуги
В настоящий момент в системе дошкольного образования функционирует 90 учреждений, из них - 8 учреждений имеют статус центра развития ребенка и прогимназии (9% от общего числа), 60 учреждений - инновационные учреждения 2-ой категории (67% от общего числа).
Таблица 8. Дошкольные учреждения города
Показатели |
Годы | ||
2005 |
2006 |
2007 | |
Количество подведомственных учреждений (ед.): |
90 |
90 |
90 |
в т. ч. по типу: | |||
дошкольное образовательное учреждение |
83 |
84 |
85 |
образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
5 |
4 |
4 |
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии |
2 |
2 |
1 |
Плановое количество мест (ед.) |
11600 |
11638 |
11771 |
Контингент детей (чел.) |
15573 |
15607 |
15849 |
Наполняемость (%) |
134 |
134 |
135 |
Охват детей муниципальным дошкольным образованием (%) |
64 |
66 |
64 |
За рассматриваемый период количество мест в учреждениях дошкольного образования увеличилось на 171 и на конец 2007 года составило 11771 место. Количество воспитанников достигло 15849 детей. Увеличение контингента воспитанников муниципальных учреждений дошкольного образования на 1,8% произошло не только за счет дополнительных мест, но и за счет перенаполняемости групп в ДОУ. В то же время процент охвата детей муниципальным дошкольным образованием несколько снизился в связи с ростом рождаемости: темпы роста рождаемости выше темпов увеличения количества мест в детских садах города Калуги.
В системе детских дошкольных учреждений работает 4226 человек, в том числе педагогических работников - 1898, младшего обслуживающего персонала - 2328 человек. Более половины педагогических работников имеют высшее образование. Стабильно высоким остается процент работников младшего обслуживающего и технического персонала старше 45 лет. В то же время отмечается положительная тенденция в кадровой ситуации: увеличилась численность педагогических работников в возрасте до 35 лет.
Несмотря на то, что количество учащихся в рассматриваемом периоде сократилось на 25% и составило на конец 2007 года 48193 человека, сеть образовательных учреждений была сохранена. В городе функционирует 77 муниципальных и 2 негосударственных образовательных учреждения.
Актуальным во всех районах города является недостаток такого вида услуг, как образование школьников в условиях "полного дня", который в настоящее время становится наиболее востребованным.
Охват детей образованием в условиях "полного дня" обучения не соответствует потребности, которая по данным социологического опроса составляет на 01.01.2008 года 6890 мест, тогда как обеспечены обучением в данном режиме всего 923 ребенка. В целом по городу возникает необходимость в реорганизации не менее 6 ОУ в школы "полного дня".
Только 15% учащихся при социальном нормативе 20% охвачено дополнительной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой. Это связано с недостаточным количеством школьных спортивных сооружений (бассейнов, площадок, спортивных комплексов). Лишь 6% школ имеют на своей территории спортивные площадки, отвечающие современным требованиям, 1,4% - плавательные бассейны. Спортивные залы отдельных школ сильно перегружены. Пропускная способность одного спортивного зала составляет 36 часов в неделю, что позволяет обеспечить учебный процесс в школе с численностью в 800 учащихся.