Менеджмент. Основные понятия
Мотивация - процесс побуждения людей работать ради достижения личных и организационных целей. Основным приёмом с древности была мотивация кнута и пряника, но на данный момент существует множество теорий мотиваций: мотивация исходящая из первичных и вторичных потребностей по Маслоу, теория потребностей Мак-Клелланда, двухфакторная теория Герцберга, процессуальные теории ожидания и справедливости. Мотивация работника связана с общей системой вознаграждения в организации, здесь нельзя забывать, что ценность деятельности человека и ценность человека - это разные вещи.
Контроль - процесс обеспечения достижения организационных целей. Он необходим для выявления и разрешения проблем, возникающих в процессе деятельности, пока эти проблемы не перерастут в кризис, а также для стимулирования и поддержки успешной деятельности организации. Различают предварительный, текущий и заключительный контроль. Предварительный контроль - это введение правил, процедур и линий поведения для обеспечения выполнения планов, например, подбор квалифицированных кадров, которые строго соблюдают должностные инструкции или составление бюджета организации, который не позволит исчерпать средства, не достигнув поставленных целей. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Регулярная проверка помогает выявить отклонения от поставленных целей и принять меры по устранению этих отклонений. Заключительный контроль осуществляется после того как работа выполнена и фактические результаты сравниваются с запланированными и даёт организации возможность планирования дальнейших действий, а также измеряет результат и возможности вознаграждения сотрудников.
Коммуникации - это связующий процесс обмена информацией между сотрудниками организации. Различают внешние и внутренние коммуникации, в зависимости от среды; вертикальные и горизонтальные, в зависимости от уровней организации; восходящие и нисходящие, в зависимости от направления по уровням; формальные и неформальные, в зависимости от источника информации; и вербальные и невербальные, в зависимости от способа передачи информации. Коммуникации можно представить поэтапно: генерирование идеи, кодирование информации, выбор канала передачи, передача информации, декодирование. При коммуникационных процессах необходимо учитывать различия в восприятии и помехи, искажающие смысл информации. Обратная связь помогает определить, насколько понято сообщение.
Принятие решений - связующий процесс выбора одной из имеющихся альтернатив, необходимый для выполнения всех управленческих функций. Он проходит поэтапно: подготовка решения, принятие решения, выполнение решения и корректировка действий по результатам. Необходимо учитывать на первом этапе: необходимость принятия решений, изучение ситуации в организации, желаемые состояния организации, формирование нескольких решений, определение информации для оценки этих вариантов, оценка полезности каждого варианта решения. На втором этапе - выборе наилучшей альтернативы нужно учитывать условия выбора: определённость, риск, неопределённость и противодействия. Менеджер должен принимать решения, которые внесут наибольший вклад в достижении е организацией общих целей. Процесс принятия решений не будет завершенным до тех пор, пока обратная связь не подтвердит, что в результате выбора альтернативы проблема решена.
Исходные данные организации