Государственная поддержка как финансовый метод регулирования лизинговых отношений
Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции предприятий путем проведения лизинговых операций помимо создания законодательной и нормативной базы необходимо обеспечить благоприятные для этого экономические условия, в том числе гарантируемые государством.
Эти условия определяются налоговыми льготами, применением метода ускоренной амортизации лизингового оборудования, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций.
Выше отмечалось, что практически все изданные в России нормативные акты по лизингу не исполнялись или исполнялись плохо. В частности, в постановлении Правительства № 633 от 29.06.1995 г. было записано:
«Министерству финансов РФ подготовить совместно с Министерством экономики РФ при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в июле 1995 г. в Правительство РФ предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:
– освобождение . лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3-х лет;
– освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров);
– освобождение . лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга».
Налог на добавленную стоимость при оказании лизинговых услуг (НДС-2) не только не был отменен, но даже удостоился закрепления в Законе «О лизинге». Таким образом, продолжало действовать двойное обложение лизинговой деятельности налогом на добавленную стоимость – при покупке оборудования (НДС – 1) и при сдаче его лизингополучателю. НДС охватывает также возмещение банковских кредитов на приобретение лизингового оборудования процентов за них. Это значительно удорожает лизинг для предприятий по сравнению с обычным кредитом [21].
Несколько по-другому обстоит дело с двумя другими льготами по налогу на прибыль, получаемую лизинговыми компаниями и банками, предусмотренными в указанном постановлении. Эти льготы были зафиксированы в Законе «О лизинге», но никогда не действовали, поскольку соответствующие изменения не были внесены налоговое законодательство.
В постановлении Правительства РФ I 752 от 27.06.1996 г. «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» содержались, в частности, такие многообещающие пункты (в редакции постановления Правительства РФ № 794 от 12.07.1999 г.):
«2. Министерству финансов РФ совместно с Министерством экономики РФ, Государственным комитетом РФ по промышленной политике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотреть при разработке особенной части Налогового кодекса РФ комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства.
4. Считать целесообразным ежегодно в 1997 – 2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе предусматривать средства на общую сумму до 8 трлн. руб. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет бюджетов субъектов РФ».
Фактически ничего из этого не было выполнено.
Был также принят «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» (утвержден постановлением Правительства РФ № 1020 от 03.09.1998 г.). Результат был тот же.
Аналогичной была и ситуация с самим Законом «О лизинге». В нем имелась глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности», насчитывавшая целых 14 мер поддержки указанного рода (12 – в новом варианте Закона). Однако большинство из них носило не обязательный, а рекомендательный и к тому же формальный характер.