Перспективы отечественного лизингового бизнеса
Справедливости ради напомню, что российский рынок лизинговых услуг считался не менее перспективным и 10 лет назад. При этом прогнозируемые объемы роста лизинга в России не реализовались на практике и были отсрочены в неопределенно долгую временную перспективу.
Строго говоря, рынок лизинговых услуг не должен рассматриваться только обособленно (такое рассмотрение не совсем корректно) потому, что в зарубежной теории и практике этот рынок представляется лишь составной частью (сегментом) рынка капиталов, рынка финансовых и/или арендных услуг. Дальнейшее развитие лизингового бизнеса в России в значительной степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране (в конкретной отрасли - в частности) и общих налоговых условий ведения бизнеса и развития арендных отношений, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга. Тенденция последних лет такова, что средства частных инвесторов (в том числе и иностранных) стали в большем объеме использоваться для организации лизинговых схем с российскими промышленными предприятиями. И все-таки, по моему мнению, положительные результаты развития отечественного лизинга получены преимущественно в результате крупномасштабного финансирования лизинговых сделок в жизненно важных для страны отраслях из бюджетов различных уровней, начиная с федерального бюджета. Это касается, прежде всего, аграрного сектора, авиационной промышленности и сырьевых отраслей.
По различным экспертным оценкам в настоящее время в России есть условия для расширения лизингового бизнеса.
Перспективы развития лизинга в России напрямую зависят от состояния промышленных предприятий, степени востребованности их продукции и доверия населения к банковской системе, так как для финансирования лизинговых услуг банкам и лизинговым компаниям необходимы долгосрочные пассивы, основным источником которых являются накопления населения. Отмена лицензирования лизинговых услуг в России привела к увеличению как числа действующих лизинговых компаний, так и объема заключаемых договоров, при одновременном усилении конкуренции на рынке лизинговых услуг и повышения их качества. Факторы, тормозящие развитие – это дисбаланс между практической ресурсной базой долгосрочных пассивов и потребностям в них. Данная база растет медленнее, чем потребности предприятий в лизинговых услугах Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой.Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа должна включать:1. Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.2. Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и освоение новых технологий.3. Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы.4. Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга.5. Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации.6. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций.7. Принятие эффективных мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом.8. Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы.Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.