Методы активизации творческого мышления
Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.
Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.
Вот перечень методов организации творческого процесса:
– метод мозгового штурма,
– ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
– метод синектики,
– морфологический метод.
Все они были разработаны в указанном порядке:
1) метод мозгового штурма – изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году;
2) морфологический метод – разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;
3) метод синектики – предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;
4) ТРИЗ – начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.
Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды[7].
Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:
– спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
– экспертиза идей (отбор 1–2 наиболее удачных).
Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.
Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:
– прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
– личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;
– символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);
– фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.
Недостаток метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.
Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей, вот некоторые их них:
ТРИЗ – эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму[8].
Алгоритм ТРИЗ
Шаг 1: Условия задачи |
Система для: (основная функция) |
ОФ: |
с помощью: (принцип действия) |
ПД: | |
состоит из: (состав системы) |
СС: | |
В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект №1: |
НЭ1: | |
Вывод: |
Логическое противоречие: |
ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2 |
Шаг 2: Постановка изобретательской задачи |
Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2: СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат |
Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ): |
Шаг 3: Дополнительные условия |
Определение оперативной зоны конфликта (проблемы): |
ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ: |
Определение оперативного времени конфликта (проблемы): |
ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон: | |
Шаг 4: Противоречие на макроуровне |
Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть: |
СОЗ1: |
В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ: |
СОЗ2: | |
Шаг 5: Противоречие на микроуровне |
Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы: |
УОЗ1: |
Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть: |
УОЗ2: | |
Шаг 6: Идеальный конечный результат |
Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ: |
ИКР: |
Шаг 7: Формулировка требований |
Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы: | |
Шаг 8: Анализ возможностей системы |
Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами: |