Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
Любая фирма проходит несколько стадий в своем развитии. Чаще всего она начинается как частная непубличная организация- несколько физических или юридических лиц создают фирму, вкладывая в ее уставный капитал собственные средства.
Если намерения собственников серьезны, а выбранное направление бизнеса перспективно, генерируемая фирмой прибыль не используется собственниками в целях потребления, а реинвестируется в целях расширения масштабов деятельности.
Для реализации здоровых амбиций и обеспечения темпов наращения бизнеса одной прибыли, как правило, не хватает, а потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное наращивание невозможно в принципе - происходит сдвиг в структуре источников в сторону повышения доли заёмного капитала, т.е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, её резервный заемный потенциал снижаться, а потому привлечение очередной порции заемного финансирования становится либо слишком дорогим, либо вовсе невозможным.
Остается единственный вариант наращивания капитала - дополнительные взносы фактических собственников и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми изменениями фирмы, последней стадией которых становится ее трансформация в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.
Наиболее распространенными методами эмиссии являются:
-публичное предложение, т.е. размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам;
-тендерная продажа (один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
-продажа непосредственно инвесторам по подписке (осуществляется самим эмитентом без привлечения инвестиционного института);
-метод целевого размещения (реализуется при небольших выпусках акций, сопровождается меньшими расходами).
«В развитой рыночной экономике основным способом долгосрочного привлечения средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством.[11]»
Следует заметить, что любое масштабное наращение собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным инвесторам, а также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться понять ее подоплеку и возможные последствия.
Этот эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит отражение в ценах на обращающиеся и вновь эмитируемые ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной компанией.
Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.
В теории финансового менеджмента принято выделять стратегии финансирования оборотных активов в зависимости от выбора источников покрытия варьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.
Известны четыре модели поведения с условными названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к формальному выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов.
«Суть стратегии финансирования оборотных активов в соответствии с идеальной моделью состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.[12]
»
Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.