Определение виртуальной организации
Существует несколько определений этого термина и каждое из них верно, так как характеризует тот или иной аспект виртуальных компаний:
1) Это один из новых типов компаний, возникших на основе сетевых технологий.
2) Это логическое завершение существующих тенденций в стратегии и инновациях.
Следует подчеркнуть, что точное определение, что такое виртуальные организации не дается совершенно намеренно- чтобы избежать жесткой иерархии и бюрократизации.
Однако выделяют общие черты, присущие многим виртуальным компаниям:
· Незначительная физическая структура
- она гораздо менее развита, чем у традиционных компаний. Как правило, существуют отдельные децентрализованные объекты, что гораздо менее затратно в плане содержания. Как отмечает ученый Бликер, «виртуальные организации определяются не стенами или физическим местоположением, а объединенными компьютерными сетями». Впоследствии была развита идея о том, что организации смогут полностью существовать в киберпространстве благодаря связи между компьютерными системами.
· Доверие коммуникационным технологиям
- виртуальные организации- это новая модель организации, в которой технологии используются для динамической связи активов, людей и идей. И это верно не некотором уровне. Действительно, современные информационно-коммуникационные технологии являются технологическим ядром любой виртуальной организации. Но нужно подчеркнуть, что они лишь облегчают функционирование организации, но не являются ею- точно также, как главное офисное здание корпорации не является ею непосредственно.
· Мобильность работы-
физическое местоположение уже не важно. Отпадает необходимость взаимодействия людей в физическом контакте. Команда проекта может состоять из людей, живущих в разных странах. Это очень полезное качество виртуальных организаций, так как действительно позволяет очень сильно сократить расходы на аренду помещений, офисов и т.д.
· Смешанные формы-
Голдмен считал виртуальные компании «гибридами для совместной работы людей, которые объединяют основные компетенции, ресурсы и возможности работы с клиентами».Эти объединения могут создаваться на короткий период для реализации дорогостоящих проектов, а могут и на долгий срок, как виртуальные цепочки поставок.
· Отсутствие границ и вовлечение-
виртуальные организации не ограничены так, как мы воспринимаем традиционные компании. Они способны объединять поставщиков и дистрибьюторов так, что трудно заметить, где одна компания, а где другая.
· Гибкость и ответная реакция-
виртуальные организации(даже крупные) способны достаточно быстро реструктуризовываться в соответствии с потребностями рынка. А поскольку эксплуатационные издержки низкие, то снижаются риски и затраты при радикальном изменении курса.