Структура иллюзий
Однако он одним росчерком пера сформировал у населения огромной страны иллюзию собственника земли, которая, кстати, с коммунистической идеологией никак не вязалась, и тем самым решил исход гражданской войны в России. К 1930-м гг. достаточно развитый Левый фронт в Германии накопил немалый опыт борьбы «за рабочее дело», когда пришел А. Гитлер. При нем страна начала выходить из кризиса, т.к. государство милитаризуется, за счет чего создаются необходимые рабочие места и т.д. При просмотре старой кинохроники обнаруживается весьма странный момент: невиданное ни ранее, ни позже фанатичное поклонение людей руководителю своего государства. Взрослые и дети тянут руки к любимому вождю. В СССР ждали, что Левый фронт будет оказывать влияние на политику немецкого государства: «рабочие и крестьяне» не позволят напасть на первую страну Советов. Однако они активно участвовали в захватнической войне, которую вела Германия, а Левый фронт перестал подавать признаки жизни. Чем Гитлер смог объединить такую технически и организационно передовую, интеллектуальную, работящую и аккуратную нацию? Что же это была за национальная идея? Она неоднократно и в разных вариантах прозвучала в книге «Моя борьба»: «Каждый немец и рожден, и будет господином над людьми других национальностей, которые будут у него в услужении в качестве рабов, когда он завоюет с оружием в руках колонии для великого Рейха и поместья в них для себя». Обманное представление, иллюзия полностью изменила сознание целой нации. Есть так называемая иллюзия современности. У нас в стране со времен Петра I получило распространение реформаторство. Практически каждый новый руководитель государства обязательно проводил реформы в различных областях народного хозяйства. В советское время было принято планировать его развитие. Для таких проектов выделяли средства, причем огромные. В новой истории нечто похожее существует под названием «национальные проекты». Планы и нацпроекты никогда не завершались всенародным обсуждением с указанием затраченных средств, полученных и упущенных выгод, не отмечались пофамильно исполнители, их вклад в прогресс / регресс. Налицо создание у людей иллюзии размеренного движения вперед. В результате, например, осуществляющийся национальный проект «Доступное жилье» совпал с более чем пятикратным увеличением цен на недвижимость, которая стала вообще недоступной для обычного человека.
Отметим научные иллюзии. Их огромное количество, и они требуют тщательного изучения.
Возьмем, например, педагогические иллюзии.
К ним с полным основанием относится современная структура обучения в средних и высших учебных заведениях. Выпускнику дают диплом на право трудиться по определенной профессии. Однако конкретной профессии практически никогда на учат, поскольку соответствующих описаний, называющихся в психологии труда профессиограммами, просто нет. Сделать их для десятков тысяч существующих профессий очень сложно, но вполне можно, однако психологию, как и многие гуманитарные науки, уже давно финансируют по остаточному принципу, а зачастую вообще не развивают. Если нет модели профессии, неизвестны знания, навыки и умения (компетенции), которыми должны располагать молодые специалисты, то обучение является, по выражению А.А. Вербицкого [12], мозаичным. Cтудентам дают разнообразные знания в расчете, что уже на службе они самостоятельно их упорядочат в сложную систему знаний и умений для выполнения своих обязанностей, получат при необходимости новые навыки и т.п. Получается, что учат в вузе самостоятельной адаптации к профессии. Многие меняют квалификацию (потратив впустую деньги и время), а некоторые из-за своей неграмотности заменяют знания иллюзиями, что способствует увеличению срывов в деятельности, приводит к авариям и катастрофам. Однако иллюзия подготовки молодых специалистов процветает во всем мире. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема управления корпоративной культурой, которая уже традиционно понимается как совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и к внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством сотрудников организации. В зависимости от характера влияния на общий результат деятельности компании культура может быть позитивной и негативной. По отраслям выделяют культуру торговли, административную, инвестиционную и др. культуры [13]. Положительным моментом этих исследований является то, что сферу производства стали рассматривать не только с экономических, юридических и других позиций, но и с учетом психологических, социально-психологических, этических и прочих особенностей людей, работающих в этой сфере. В этой сложной сфере деятельности людей иллюзии занимают важное место и оказывают отрицательное влияние на деятельность отдельных лиц, групп и коллективов, снижая тем самым уровень указанных видов культуры. Статистические исследования еще впереди, как и разработка психологических и психофизиологических моделей носителей корпоративных культур, но уже сейчас можно предостеречь людей, занимающихся разработкой данной ветви исследований, от иллюзии ее достаточной разработанности. Действительно, теоретическая разработка многих вопросов проведена, предложены классификации, концепции, есть многочисленные результаты аналитической работы исследователей, однако там, где дело касается психики и деятельности людей, необходимы совместные комплексные экономические, юридические и психологические исследования. Да и вообще любая наука — это отрасль народного хозяйства, задачей которой является добыча новых знаний для совершенствования практики. О том, что иллюзий предостаточно и в области корпоративных культур, свидетельствует, например, ситуация, сложившаяся в риэлтерском бизнесе: в красочных рекламных буклетах сообщают о высокой корпоративной культуре работы на рынке недвижимости ведущих агентств. В то же время текучесть кадров в этой области доходит до 90%. Постоянно новые сотрудники не могут обеспечить необходимый уровень культуры обслуживания населения и корпоративной культуры предприятия. Подведем итоги. Иллюзии имеют всемирное значение, и необходимо разрабатывать эту область знаний, принимая определенные меры. Если речь идет о научных иллюзиях, то нужно: _ вести дальнейшую разработку методологических, методических, технических, юридических, экономических и других аспектов социальной иллюзиологии и ее профессиональных направлений; _ обобщать результаты исследований, обсуждать актуальные вопросы на научных форумах, публиковать тематические работы; _ разработать и внедрить методы обучения преодолению иллюзий и профилактики их возникновения.