Социально-психологический тренинг
На втором этапе
проводилась ситуационно-ролевая игра.
1. Ситуационно-ролевая игра «Увольнение».
Игра используется для исследования процесса принятия индивидуального и группового решения, выработки у военнослужащих определенных умений и навыков решения задач в подобных ситуациях, закрепления имеющихся знаний, учит эффективному поведению для решения задачи и достижения согласия при решении групповой задачи, представляет информацию относительно партнеров коммуникации, руководства и доминирования в группе, вносит вклад в сплоченность членов группы.
Руководителем группы моделируется экстремальная ситуация (рекомендуется моделирование ситуации по теме занятия) и выдается участникам тренинга ее краткое описание. Участниками тренинга определяется роль группы в данной ситуации и выдается задание на принятие решения в заданных условиях. Далее руководитель определяет порядок действий, где отводит время для индивидуальной работы каждого участника тренинга и время на групповое принятие решения. Руководитель тренинга также выдает рекомендации для достижения согласия при групповом принятии решения.
В ходе обсуждения руководитель внимательно следит за действиями участников тренинга. По возможности рекомендуется использовать аудио- и видеоаппаратуру как для имитации шумовой и наглядной обстановки моделируемой ситуации, так и для записи процесса принятия решения участниками тренинга, что окажет хорошую помощь при разборе и подведении итогов тренинга.
Оптимальный состав группы тренинга от 6
до 15 человек
. Если в группе более 9 человек, то, как вариант, ее можно раз делить на две подгруппы: одна будет непосредственно участвовать в ходе принятия группового решения, а другая выступать в роли экспертной группы по оценке действий 1-й группы, что мы и сделали.
На третьем этапе
проводилась разбор принятия индивидуального и группового решения, в ходе которого заслушивается оценка действий непосредственных участников тренинга членами экспертной группы, если таковая создавалась, доводится до всех участников тренинга правильное решение в данной ситуации и обсуждается процесс принятия решения, обращая при этом внимание на следующие вопросы:
а) по содержанию решения:
- как и почему именно такое решение необходимо было принять в данной, конкретной ситуации, его обоснование;
- какие ошибки были допущены при принятии решения;
- кто наиболее правильно принял решение, и кто нет;
б) по форме принятия решения:
- какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия;
- кто был лидером в ходе обсуждения;
- кто участвовал, а кто нет и почему;
- кто оказывал влияние и почему;
- какова была атмосфера в группе во время дискуссии;
- оптимально ли использовались возможности группы;
- какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений.
В ходе разбора тренинга целесообразно демонстрировать аудио- или видеозапись процесса принятия решения, чтобы наглядно показать те или иные моменты обсуждения и участники тренинга могли услышать и увидеть себя со стороны.
В заключение руководитель группы тренинга подводит итоги проведения тренинга и выдает рекомендации по улучшению принятия индивидуального и группового решения, как по содержанию, так и по форме; формам и методам общения, путям предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
После проведенной методики для выявления доминирующего стиля управления «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки», мы выяснили, что у 3 из 10 руководителей ярко выражены стили управления, а у оставшихся 7 менее выражены. После чего мы провели несколько упражнений для сплочения данных руководителей, а за тем был проведен социально – психологический тренинг и беседа с участниками в завершении.
В результате проведенной работы, руководители с выраженными стилями управления выявили для себя все плюсы и минусы в их управленческой деятельности и в дальнейшем будут это учитывать.
После всех проведенных исследований, гипотеза: методы активного социально-психологического обучения влияют на личностный стиль управления руководителя, была мною доказана.
Заключение
В начале моей работы передо мной стояла цель изучить влияние активного социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать литературу по изучаемой теме,
- исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей малых торговых предприятий,
- выявить влияет ли активное социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя;
Они были мною рассмотрены в полном объеме.