Алгоритм и методы принятия управленческих решений
Важнейший организационный аспект разработки и реализации управленческих решений – организация последовательности работ, необходимых для выполнения этого процесса. Здесь особое значение приобретает тип менеджмента, существующий на предприятии.
Теория алгоритмов определяет понятие «алгоритм» как точное предписание, определяющее процесс преобразования информации. Алгоритм разработки решений – логическая последовательность операций по разработке управленческого решения [19. С.56]
Рассмотрим возможные алгоритмы процесса разработки и принятия решений при различных типах менеджмента.
1. При традиционном менеджменте:
- выявление проблемы;
-сбор информации;
- анализ информации;
- определение целей управления при решении проблемы;
- разработка критериев оценки эффективности решения;
- идентификация проблемы с предыдущей;
- прогнозирование по аналогии;
- оценка и верификация вариантов решений;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей решения, его исполнение, контроль выполнения.
Таким образом, принятие решений при традиционном менеджменте основывается на изучении прошлого опыта решения аналогичных проблем, а также прогнозирование последствий по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями. Эти особенности накладывают свой отпечаток на алгоритм принятия решений, в составе которого появляются этапы, связанные с идентификацией аналогичной проблемы и прогнозированием результатов по аналогии с уже полученными.
2. При системном менеджменте:
- выявление проблемы;
- сбор информации;
- анализ информации о системе в целом и об отношениях ее элементов;
- диагностика проблемы;
- определение целей управления элементом при решении проблемы на уровне системы;
- разработка критериев оценки эффективности решения;
- разработка вариантов возможных действий на подсистему, которая является источником проблемы;
- прогнозирование этих действий для системы в целом;
- оценка и верификация этих действий;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль исполнения.
Таким образом, при системном менеджменте при понимании организации как совокупности взаимосвязанных элементов принятие решений основывается на анализе информации о системе и ее составляющих, а также прогнозирования последствий для элементов системы и системы в целом.
3. При ситуационном менеджменте:
- выявление проблемы;
- сбор информации о ситуации;
- анализ информации о ситуации;
- диагностика проблемы и ситуации;
-определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
- разработка критериев оценки решения;
- перечень возможных действий по разрешению ситуации, прогнозов их последствий;
- верификация, оценка вариантов решений;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому в состав алгоритма принятия решений включается этапы сбора и анализа информации о ситуации, определение целей управления ситуацией при решении проблемы, а также прогнозирование последствий управляющих воздействий для ситуации.
4. При социально – этическом менеджменте:
- сбор и анализ информации об управляемом объекте (о проблемах и о том, как оно решались);
- определение проблемы;
- определение целей решения проблемы;
- разработка критериев оценки эффективного решения;
- прогноз последствий при различных вариантах решения;
- разработка критериев оптимального решения;
- верификация вариантов;
- выбор оптимального решения;
- оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль.
При социально – этическом менеджменте особое внимание при принятии решений уделяется учету допустимых и не допустимых последствий вариантов управляющих воздействий по различным параметрам
5. При стабилизационном менеджменте:
- выявление проблемы;
- сбор информации об изменении параметров;
- анализ информации;
- диагностика проблемы;
- определение целей управления при решении проблемы;
- разработка критериев оценки решения;
- исследование динамики параметров объекта управления;
- определение времени, в течение которого объект еще может быть, стабильно управляем;
- распределение имеющего времени для подготовки и исполнения решений по стабилизации управляемого объекта;
- разработка вариантов решений;
-прогноз последствий их применения;
- оценка реализации различных вариантов;
- выбор оптимального варианта;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль.
Естественно, что для решения конкретных задач с использованием того или иного типа менеджмента эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи.