Специфика управленческих решений, принимаемых в состоянии паники
Влияние паники может рассматриваться на трех этапах: при подготовке решения, при выполнении решения, при оценке последствий решения.
Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Подготовка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в подготовке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. Некоторые руководители недооценивают важность данного этапа, разрабатывая решения без должного обоснования, полагаясь случай. В рамках этого этапа могут возникнуть непредсказуемые трудности, вызывающие страх и панику. К таким трудностям можно отнести неожиданное для руководителя, но прогнозируемое специалистами падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента, массовое увольнение работников, передачу конфиденциальной информации конкуренту.
На втором этапе базой для паники может быть существенное несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И это естественно, так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Чем больше проходит времени с момента разработки решения до момента его реализации, тем больше возможность появления неожиданных ситуаций, вызывающих страх как у руководителей, так и у исполнителей. Для долговременных процессов реализации решений существует риск не учета малых сигналов предстоящей опасности. Правильная оценка малых сигналов дает возможность своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Поэтому каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения.
На третьем этапе базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях.
Заранее учесть все напряженные ситуации, которые могут стать причиной возникновения страха, не представляется возможным. Только накопление опыта работы с подобными ситуациями позволяет постепенно выработать у руководителей способность к оптимальному поведению во время паники и правильной подготовке и реализации управленческих решении.
Все управленческие решения, обусловленные состоянием психической напряженности можно разделить на 4 категории:
1. УР, позволяющие управлять человеком, находящимся в состоянии психической напряжённости.
В этой категории решения практически отсутствуют, потому что если оператор находится в состоянии психической напряженности, он в большинстве случаев недоброкачественно выполняет поставленную перед ним задачу. Наиболее целесообразным в этой ситуации было бы заменить его. Однако, если эта замена невозможна, то необходимо:
а) попытаться ликвидировать причину
б) оказать моральную и физическую поддержку
2. УР, позволяющие не допускать состояния психической напряжённости.
В этой категории отражены следующие решения:
а) моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника модели, так и у людей, за которых он ответственен. Отработка действий по преодолению состояния напряженности;
б) страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
в) отработка профессиональных навыков организаторской деятельности;
г) создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;
д) формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;
е) создание сбалансированного портфеля акций и запасов валюты;
ж) уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества, умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
з) отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей, отработка действий по экстремальному графику работы (10- 14 часов ежедневно);
и) отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;
к) отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;
л) отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
3. УР, не допускающие состояния паники.
Сущность данных решений состоит в том, чтобы:
а) не допускать собрания большого числа людей (толпы)
б) устранить источник информации, способный вызвать панический страх у группы людей
4. УР, направленные на управление толпой, находящейся в состоянии паники.
Особенность психологического механизма паники, в частности механизма «заражения» состоит в бессознательном принятии определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, способный предложить определенный образ поведения, то он обладает «властью» над толпой и способе, либо управлять ею, либо полностью прекратить состояние паники.