Коммуникационные барьеры
Плохая обратная связь
Важнейшее значение в общении приобретает «обратная связь» – т.е. информация, которая содержит определенную реакцию на поведение партнеров по общению. Цель обратной связи состоит в оказании помощи другим людям в осознании того, как мы воспринимаем их поступки, как они влияют на наше поведение.
Существуют определенные правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения. Эти правила необходимо знать каждому руководителю, который в процессе своей деятельности постоянно общается с людьми – подчиненными, коллегами, вышестоящими начальниками.
ü В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не личность, а особенности поведения вашего партнера.
ü Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях. Наблюдения – это то, что вы видели и слышали, а заключения – это ваша интерпретация, ваши оценки, суждения. Не следует создавать впечатления, что ваши выводы отражают объективную реальность.
ü Не следует высказываться в форме оценок, они не способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения.
ü В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить внимание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого.
ü Следует давать как можно меньше советов. Лучше высказывать свои наблюдения, как бы делясь информацией и мыслями с партнерами.
ü Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности партнера по общению, на которые нет возможности повлиять.
ü Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать подходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи.
Неумение слушать
Закон Либермана – Врут все, но это не имеет значения, потому что никто не слушает.
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Как показали исследования, управляющий по сути дела слушает лишь с 25%-й эффективностью.
Важно не только слушать, но и слышать. И обычно проблемы бывают из-за того, что человек поглощен своими мыслями, а слова, которые он слышит, «в одно ухо влетают, а в другое ухо вылетают». Бывает и так, что ваш собеседник вам чем-то неприятен. В этом случае вы тоже вряд ли будете внимательно слушать и слышать. В любом случае, если вы хотите повысить эффективность восприятия, есть несколько советов:
ü Определите цель. Подготовьтесь внимательно слушать.
ü Соберитесь. Не разглядывайте трещины на потолке, не считайте ворон за окном, смотрите только на говорящего.
ü Слушайте с интересом и избегайте поспешных суждений.
ü Перефразируйте услышанное и задайте уточняющие вопросы.
Проблемы коммуникации в организациях напрямую связаны с характеристикой барьеров и могут быть представлены следующим образом:
– искажение сообщений (сознательно, несознательно);
– информационные перегрузки, которые усложняют процесс обработки информации;
– неудовлетворительная структура организации (иерархия, кадры, организация выполнения задач).