Оценка факторов, влияющих на деятельность предприятия
К факторам, положительно влияющим на деятельность предприятия, относятся следующие:
· высокий общий уровень качества и связанная с этим высокая конкурентоспособность продукции;
· широкая информированность покупателей о выпускаемой продукции и технологических возможностях завода;
· хорошая развитость сбытовой сферы и оптовой торговли;
· наличие гибкости и высокая реакция на новые коммерческие предложения;
· проведение достаточно эффективной ценовой политики.
Остановимся подробнее на каждом из данных факторов. Продукция Чебаркульского молочного завода всегда славилась отличным качеством и не раз была награждена дипломами престижных конкурсов. Завод – победитель конкурсов "100 лучших товаров России", "20 лучших товаров Челябинской области", ежегодный участник международных выставок-ярмарок "Агро", обладатель диплома I степени и золотой медали "За высокое качество продукции". Работа по технологическому перевооружению и внедрению новых технологий на Чебаркульском молокозаводе продолжается по сей день. Закуплено современное оборудование, с помощью которого улучшено качество, увеличен ассортимент выпускаемой продукции и, соответственно, этим обеспечивается высокая конкурентная способность продукции.
Высокая информированность покупателей о выпускаемой продукции и технологической возможности завода достигается за счет участия во всевозможных выставках: областных и всероссийских. Также руководство завода ведет активную работу с потенциальными покупателями и населением, регулярно организовывая экскурсии на завод.
Реализуется продукция 958 торговым точкам. Большинство из них – постоянные потребители. Конкурентов много, поэтому приходится постоянно быть «начеку». За долгие годы отработано качество продукции, расширяется ее ассортимент.
В городе Чебаркуле и санаторно-курортной зоне, где расположено множество баз отдыха, санаториев, детских оздоровительных лагерей, Чебаркульский молочный завод является основным поставщиком молочной продукции. Кроме того, продукция пользуется большим спросом в Челябинске, Копейске, Златоусте, Миассе. Ежедневно завод своим транспортом отправляет до 80 тонн молокопродуктов в эти города.
Недавно возле завода был открыт оптовый магазин, так как существующая экспедиция уже не справлялась с возросшим объемом реализации. Это дало возможность жителям города и расположенных рядом сел покупать большие партии товара по оптовым ценам.
Для описания влияния рынка молочной продукции на завод необходимо учитывать внешние по отношению к предприятию факторы, которые характеризуют деятельность различных хозяйствующих субъектов и органов управления:
· наличие потенциальных конкурентов в рыночном "пространстве";
· уровень конкурентоспособности других участников рынка по продукции предприятий;
· количество поставщиков, условия поставки материалов их заменителей, уровень предлагаемых цен;
· влияние покупателей на уровень цен и качество продуктов;
· степень благоприятствования на рынках продукции, выпускаемой предприятиями региона;
· особенности налогового законодательства;
· степень поддержки предприятий властными структурами.
Основными конкурентами Чебаркульского молочного завода являются Копейский, Коркинский, Южно-Уральский молочные заводы и Еткульский «Ореол». На территории Челябинской области создан крупный молочный холдинг, в который вошли ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ОАО «ЧГМК»), ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат». Все три предприятия занимают доминирующее положение на рынке. Совокупная доля ОАО «ЧГМК» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» на рынке молочной продукции Челябинска в 2004 году составила 48,8.
Сырьевая база, которой пользуется завод сейчас, давно сложилась: 80 процентов молока поставляет Чебаркульский район. Выработаны свои механизмы, которые позволяют удерживать за собой сырое молоко. Это система доставки молока из хозяйства за свой счет и система кредитования сельхозпроизводителей. Пример: Кундравинское – второе по величине хозяйство в Чебаркульском районе – сейчас в упадочном состоянии, но завод его поддерживает и кредитует.