Выявление проблемных мест контроллинга
Контроллинг способен оказывать большую помощь менеджерам в решении проблем, возникающих перед ними. Многие из них обозначаются весьма нестандартно, своеобразно. Это относится в частности к проблеме оценки бизнеса. Все чаще отмечается необходимость «использовать оценку стоимости для принятия лучших решений»[13].
Задачами контроллинга становятся не только финансовые результаты и обеспечение необходимой информацией для обоснования управленческих решений, но и сосредоточение на долгосрочных денежных потоках, оценка результатов деятельности компании, исходя из стоимостных показателей, с точки зрения инвестирования денежных средств.
В современных условиях самым прибыльным, а потому и особо привлекательным, становится вложение денежных капиталов для разработки высоких технологий и сервиса. Это определяет быструю окупаемость вложенных денежных ресурсов, уменьшает зависимость от обеспечения сырьем, открывает возможности захвата новых сегментов рынка предлагаемых товаров и услуг.
Участие контроллинговых программ в определении эффективности вложения денежных капиталов получает свое развитие.
Современные информационные технологии становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Об этом, в частности, свидетельствуют данные табл. 2.1.[14].
Таблица 2.1. Цели и результаты управления на основе инноваций
Показатель |
Количество компаний с успешными результатами, % |
Рост удовлетворения запросов потребителей |
78 |
Повышение степени удовлетворения пожеланий сотрудников |
60 |
Инновации в производстве и сервисе |
59 |
Повышение рентабельности |
56 |
Рост годового дохода |
52 |
Содействие потребителей в достижении позитивных результатов |
45 |
Сокращение текучести кадров |
37 |
Снижение потребительских цен |
36 |
Ускорение выхода на рынок новых продуктов и услуг |
30 |
Интеграция всех операций в единое целое осуществляется информационными системами. Организация становится совокупностью микроэлементов гибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых электронным путем. Компьютеризация обеспечивает гибкость, при которой продукция может быть изготовлена по заказу для удовлетворения индивидуальных требований клиентов. Возможности новых технологий позволяют перейти от внешнего контроллинга к внутреннему, к самоконтролю работника[15].
Процессы глобализации и интернационализации контроллинга можно выделить в рамках третьей группы проблем.
Контроллинг в качестве инструмента управления бизнесом признали и используют во всех развитых странах мира. В результате происходит взаимное обогащение лучшим опытом в данной области, хотя в полной мере в практике учитываются и национальные различия, что выступает важным фактором повышения эффективности его применения. В условиях глобализации мировой экономики происходит активное перемещение капитала из одной страны в другую. Например, на принадлежащих японскому капиталу автозаводах в США активно используются инструменты контроллинга, разработанные в Японии, а в ФРГ в то же время на вооружение принимается все то положительное, что накоплено в этой сфере в Соединенных Штатах Америки.
В отдельных государствах наиболее интенсивно используются одни положительные стороны контроллинга, в других – иные, но во всех случаях его применения он получает положительные отзывы и хорошие результаты. Взаимообогащение опытом, которому активно способствует контроллинг, превращает его в многоплановый универсальный управленческий инструмент, становящийся неотъемлемой частью современного менеджмента, способствующий качественному совершенствованию управления.
Необходимо подчеркнуть, что и в странах Запада, в том числе Европейского Союза, до сих пор нет четкого и общепризнанного представления о содержании системы контроллинга