Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ
Рис.1 Инновационно-активные организации промышленности по видам экономической деятельности [23,с.598].
Уровень инновационной активности наиболее высок в производстве пищевых продуктов, электрооборудования и сфере машиностроения, что дает основания надеяться на тенденцию роста конкурентоспособности и качества всей отечественной продукции,однако в общем он недостаточно высок.
Однако относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить и тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно-активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью [10, с.17].
А именно инновации с мощными преобразовательными функциями имеют для производства особое значение. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющую высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства, которая приведет к экономическому росту. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологию. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние.
Инновационная деятельность сопровождает все фазы и этапы воспроизводственного цикла предпринимательства и должна быть эффективной. Если понимать под эффективностью результативность деятельности, в том числе инновационной, то ее можно и нужно классифицировать, как и любую другую экономическую категорию.
Р.А. Фатхутдинов выделяет две группы экономических эффектов от проведения инновационной деятельности: от осуществления инноваций инновационной организации и от продажи новшеств собственной разработки и покупных (Приложение 4). Кроме того, различается экономический, научно-технический, социальный и экологический эффект. Эта градация соответствует требованиям практики. Необходимо отметить, что все эти эффекты находятся в тесной взаимосвязи – когда, например, экологический эффект сопровождается социальными последствиями, последствиями в развитии науки и техники, в изменении экономической обстановки.
Нельзя не сказать так же о тех рисках, с которыми могут столкнуться предприятия при осуществлении инновационной деятельности. Среди них можно выделить следующие:
· потребительский риск: применяемые компанией технологии или продукты не позволяют обеспечить стабильное качество нового сервиса для всего круга клиентов;
· общекорпоративный риск: развертывание инновационного проекта слабо адаптировано к сложившейся корпоративной культуре и методам управления компанией;
· риск проведения изменений: инновационные внедрения сопровождаются изменениями в регламентах, системе отчетности, составе продуктовой линейки, схемах взаимодействия как внутри подразделений, так и с внешними поставщиками;