Восприятие и плохое слушание, как коммуникационные барьеры. Способы их преодоления
Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, – смысл может быть утрачен.
Барьер восприятия.
Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Способы преодоления плохого восприятия: положительное первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т.п.); предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка); стереотипы; эффект проекций.
Плохое слушание (неумение слушать).
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Способы преодоления плохого слушания: перестать говорить, поскольку невозможно слушать разговаривая; помочь говорящему раскрепоститься; показать готовность слушать; устранить раздражающие моменты; сопереживать говорящему; сдерживать свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам; не допускать спора или критики; не перебивать; задавать вопросы.