Тенденции рынка человеческих ресурсов. Роль кадров в системе менеджмента организаций по оказанию услуг
В современной России также как и в других странах мира все большую. роль начинают играть инновационные экономические процессы. Мировой опыт показывает, что одним из основных признаков постиндустриальной экономики, которую связывают с развитием инновационных и информационных технологий в стране, является возрастание роли сектора услуг. Другими словами современные экономические тенденции сводятся к тому, что на первый план выступают не мегакорпорации, а малые и средние фирмы по оказанию услуг. В данном контексте необходимо заметить, что постепенно возрастает роль человеческого фактора в экономике. Каков бы не был высок уровень автоматизации и информатизации предприятия основным субъектом, оказывающим конечные услуги является человек. В этой связи кадры становятся ключевым фактором производства.
В 2007 г. представители фонда «Общественное мнение» и «Левада-Центра» обнародовали результаты исследования «Рынок труда и система профессионального образования», проведенного ими по заказу Министерства образования и науки [25, c. 49].
Социологический опрос, в котором приняли участие 13 тысяч человек, 1 тысяча из которых — руководители предприятий.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что около 38% выпускников вузов нуждаются в переподготовке сразу после получения диплома. А 8% опрошенных бизнесменов заявили, что предпочитают не принимать на работу новых сотрудников, а обучать уже имеющихся (2 года назад такой ответ дали 5% опрошенных). Реальной проблемой многие называют завышенные ожидания молодых людей по зарплате. В результате ряд руководителей не считает возможным развивать сотрудничество с вузами, заключать договоры на стажировки студентов и участие в подготовке будущих специалистов. Если два года назад около половины опрошенных представителей компаний заявили о том, что не сотрудничают с официальной системой образования, то по результатам последнего опроса их доля выросла до двух третей.
Результаты исследования рынка труда свидетельствуют: самые востребованные сотрудники сегодня – менеджеры по продажам и специалисты в сфере услуг. По наблюдениям аналитиков компании «Региональный кадровый центр», потребность в таких специалистах со второй половины 2006 г. в стране выросла на 300% [24]. С изменением экономической ситуации в нашей стране в середине 1990-х на рынке труда произошла смена приоритетов в сфере образования и работы. В условиях ориентированности на западный рынок и появления большого числа коммерческих предприятий на первый план вышли специальности менеджера. Общее число специалистов в сфере услуг велико, но число специалистов с требуемыми параметрами и навыками – дефицитно.
Рассмотрим кадровые особенности фирмы по оказанию услуг
К сфере услуг принято относить всевозможный консалтинг, транспорт, связь, финансовые услуги, страхование, различную посредническую деятельность и др., а также разнообразные бытовые услуги, такие как стрижка газона и т. п. По сути, само предоставление услуги является ее продажей. Но часто определяющим здесь является процесс ее оказания.
На предприятии сферы услуг уделяется большее внимание к клиенту —гостеприимство, лояльность и другое. Здесь заранее готовы к общению с самыми сложными клиентами, ориентированы на претензии, строят свою рекламу, отвечая на все возможные возражения и трудные вопросы. Это нужно, чтобы завоевать клиента, не пользуясь его слабостями, мотивами и стремлениями. При желании клиент может стать приятелем, другом, если удается достигнуть взаимопонимания, установить легкие человеческие отношения, добиться корректного решения возникающих проблем. Всякая проблема клиента воспринимается как собственная. Не всегда есть возможность помочь, но к этому нужно стремиться. Кроме того, любая проблема клиента — дополнительная услуга, которая оплачивается или входит в оплаченный сервис. В этой ситуации выдвигаются особые требования к персоналу. На первое место выходят психологические характеристики сотрудников. Фактически это является их профессиональными чертами. [32, c. 83]