Основные стратегии антикризисного управления
С формальной точки зрения антикризисное управление является деятельностью, цель которой – выведение предприятия-банкрота из финансового кризиса и продажа его как имущественного комплекса новым владельцам с покрытием из выручки от этой продажи долгов предприятия. Но в современных условиях такой подход уже не актуален – как в международной, так и в российской практике, антикризисное управление представляется в более широком понимании. Главным в определении становится не какой-то формальный случай (банкротство), а то, что фактически наблюдается на предприятии финансовый кризис, который может быть связан:
· "с нарастающими убытками по текущим операциям;
· с резко уменьшившейся ликвидностью предприятия;
· с "обвалом" размера собственного капитала;
· с появлением у фирмы просроченной кредиторской задолженности;
· меньшей или большей степенью появившейся неплатежеспособности".
Существует ряд методик, с помощью которых можно определить, насколько далеко предприятие находится от фактической несостоятельности, и насколько неплатежеспособность предприятии не соответствует приемлемому уровню. Одной из основных здесь является методика Федеральной Службы РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (утвержденная в 1994 г.). Согласно данной методике, предприятие может быть признанно неплатежеспособным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) предприятия составляет меньше двух или равен двум.
КТЛ = Оборотные средства/Краткосрочная задолженность
2. Коэффициент обеспеченности собственными (оборотными) средствами (КОСС) меньше или равен 0,1:
КОСС = (Источники собственных средств – Основные фонды предприятия)/Краткосрочная задолженность
Здесь стоит отметить, что критическими факторами для оценки состоятельности предприятия являются не столько величины типа коэффициента текущей ликвидности, соразмеряющие текущие активы и заемные текущие пассивы, сколько соотношение общей задолженности со всей балансовой или рыночной стоимостью активов предприятия и дебиторской задолженностью.
Также с учетом мирового практического опыта антикризисного управления был сформулирован так называемый критерий Альтмана. Этот критерий "представляет собой дискриминантную функцию от четырех финансовых коэффициентов, рассчитываемых по балансу и отчету о прибылях и убытках предприятия". Но, строго говоря, критерий Альтмана может использоваться только в том случае, если используемые в нем показатели рассчитаны на основе Международных бухгалтерских стандартов в версии Generally Accepted Accounting Principles (GAAP, "общепринятые принципы бухгалтерского учета"). Поэтому для практического использования критерия Альтмана в России необходимо предварительно "перевести" систему учета анализируемого российского предприятия в систему Международных бухгалтерских стандартов в версии GAAP, что в принципе затрудняет его применение.
Показателями, которые могут помочь в определении возможных негативных ситуаций (фактические причины), являются следующие:
1. Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов.
2. Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование.
3. Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.
4. Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.
5. Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.
6. Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.
7. Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.
8. Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР.
9. Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.