Представление об интеллектуальной собственности в процессах антикризисного управления
Несомненно, антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологий менеджмента. Можно выделить следующие характерные черты, которые присущи только антикризисному управлению:
3. главной его целью является "обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране";
4. наиболее важна ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды;
5. в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия;
6. антикризисное управление нацелено на то, чтобы даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.
Учитывая эти характерные черты и то, к какому конечному результату должно придти антикризисное управление, можно сделать вывод, что первая стратегия на основе сокращения текущих издержек и продажи избыточных активов является неэффективной. Мало того, она может привести организацию к еще более "кризисным" последствиям. И здесь важен следующий момент: несмотря на то, что это могут быть возможности для быстрого снижения расходов и опять же быстрого привлечения доходов (единоразовых), компания не должна допустить ни при каких обстоятельствах того, чтобы стратегия сокращения затрат негативно сказывалась на ее долгосрочных планов.
Поэтому в данном случае наиболее подходящей, в силу отмеченных ранее причин, будет являться стратегия управления на основе инвестиций. Также в условиях антикризисного управления особенно важную роль при выводе предприятия из сложной ситуации сыграют такие факторы как сплоченность коллектива, приверженность общей цели, доверие, имидж компании, ее репутация и отношения с клиентами, организационная культура и т.п.
В целом же процесс выведения предприятия из кризиса можно представить следующим образом:
· определение целей развития предприятия и критериев их достижения;
· выявление и анализ активов предприятия - конкурентных преимуществ предприятия (в том числе и значимых элементов интеллектуальной собственности);
· анализ финансового состояния;
· выявление причин кризиса (в этой связи следует обратить особое внимание на наличие спроса на продукцию, связи с клиентами, инновационную деятельность, квалификацию персонала и т.п.);
· формирование стратегии вывода предприятия из кризиса (с опорой на выделенные компоненты интеллектуальной собственности);
· разработка мероприятий оздоровления предприятия с учетом результатов оценки элементов интеллектуальной собственности и возможностей ее коммерциализации;
· разработка программы реализации плана оздоровления (сроки, ответственные, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты и эффективность программы);
· реализация программы;
· контроль процесса реализации;
· оценка полученных результатов.
Также как правило, практика показывает, что преодолевать кризис гораздо легче в том случае, если на предприятии велась подготовительная антикризисная деятельность. То есть на протяжении всего жизненного цикла предприятия, на каждом его цикле с момента создания велись разработки сценариев развития предприятия при наступлении кризисных моментов и учитывались не только внутренние риски, но и внешние – экономические, политические и форс-мажорные риски.