Корпоративные праздники
Обрядовые действия и ритуалы издревле были необходимы для поддержания мироздания. Из праздников древности ведет свое происхождение не только искусство, но и вся культура: праздники придавали жизни смысл.
Праздник - это мощное средство воздействия на эмоциональный аспект организационной культуры компании. Основной его принцип - это позитивное эмоциональное общение, своего рода, эмоциональный наркотик, так необходимый каждому человеку. "Праздник является мощным терапевтическим средством, направленным на создание у человека ощущения чувства общности со своим коллективом".
Сегодня основная задача праздника – внедрение ценностей, исповедуемых компанией, в сознание ее сотрудников, партнеров, клиентов. Топ-менеджеры справедливо полагают, что чем более сплоченный коллектив – тем выше показатели производительности и, соответственно, обороты самой компании.
Корпоративный праздник является инструментом PR, проводником базовых ценностей, носителем элементов фирменного стиля, формой системы внутрикорпоративной коммуникации и коммуникации организации с внешней средой.
Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:
- добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности;
- несводимость ее к грубой материальной пользе.
Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, он скорее говорит о том, что в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека, или, если определить это конкретнее, моделирование типов и способов истинного человеческого общения в сфере свободного времени.
На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.
Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:
- абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
- свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
- необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
- разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
- коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод;
- наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
Зачем, собственно, нужен корпоративный праздник? Это мероприятие необходимо, прежде всего, для создания в коллективе дружеского, человеческого контакта и ощущения "сопричастности" общей цели, идее. Праздник также несет в себе функцию "фиксации успеха", он как бы "закрепляет" на оси времени последние достижения, позволяя "поднять их на щит" и, что немаловажно, продемонстрировать партнерам, конкурентам и самим себе во всей красе.
Кроме того, будни налаженного бизнеса, вне зависимости от его профиля, как правило, не дают возможности раздать, помимо "кнутов", должным образом оформленные "пряники".
Главное преимущество корпоративных праздников – прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких. Таким образом, "корпоративные праздники являются одним из самых эффективных способов налаживания системы внутрифирменных коммуникаций".