Стратегия реструктуризации
Следует обратить внимание, что действие Положения распространяется на:
1) государственные предприятия, входящие в сферу управления органов приватизации;
2) корпоратизированные предприятия, 100% акций которых принадлежит государству;
3) ОАО, в которых государство имеет не менее блокирующего пакета акций (25%+1 акция).
Действие Методических указаний и Комплексной программы - только на государственные предприятия.
Согласно Положению порядок осуществления реструктуризации предприятия предусматривает следующие этапы:
1) принятие решения о проведении реструктуризации предприятия;
2) образование Комиссии по реструктуризации предприятия;
3) разработка и утверждение Проекта реструктуризации предприятия;
4) реализация этого проекта реструктуризации;
5) осуществление контроля за проведением реструктуризации предприятия;
6) утверждение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Проектом реструктуризации, руководителем предприятия (председателем правления ОАО), а также - общим собранием акционеров (или другим высшим органом ОАО);
7) направление этого отчета в государственный орган приватизации, которым создана Комиссия по реструктуризации предприятия, издание им приказа о прекращении работы Комиссии.
Поскольку процесс реструктуризации предприятия затрагивает коренные социально-экономические права и интересы трудящихся, а также - права и интересы профсоюзной организации предприятия, - участие в этом процессе профсоюзного комитета является обязательным.
С целью оперативного и квалифицированного влияния профсоюзного комитета на решение вопросов, связанных с реструктуризацией предприятия, целесообразно постановлением профсоюзного комитета образовать при профсоюзном комитете рабочую группу (комиссию) по реструктуризации с участием специалистов обкома, ЦК профсоюза, и предоставить ей права "уполномоченных лиц" от профсоюза при выработке предложений по реструктуризации предприятия.
При подготовке проекта и проведении реструктуризации предприятия существует ряд потенциальных опасностей и рисков как для трудового коллектива, так и для профсоюзной организации, которые профсоюзному комитету нужно предвидеть и уметь предотвращать. К числу таких возможных угроз интересам трудового коллектива и профсоюзной организации относятся:
Ø игнорирование законных прав и интересов работников в сфере оплаты труда, частности, непогашения существующей задолженности по выплате заработной платы, другим социальным выплатам;
Ø необоснованное сокращение численности работников, отсутствие реальных мер по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников;
Ø передача объектов социальной инфраструктуры предприятия в коммунальную собственность без согласия трудового коллектива, или при отсутствии в местном бюджете средств на их содержание;
Ø недостаточность или неосуществление надлежащих мер по обеспечению социальной защищенности работников в период и после реструктуризации предприятия;
Ø отсутствие реальных источников средств на осуществление мер по реструктуризации, недостаточность объемов инвестирования, или невыполнение инвестором своих обязательств;
Ø непогашение предприятием задолженности перед профсоюзным комитетом по перечислению профсоюзных взносов;
Ø противодействие в различных формах законной деятельности профсоюзного комитета на территории предприятия;
Ø нарушение имущественных прав работников-акционеров посредством выведения (в ходе реструктуризации) активов предприятия в иные хозяйственные структуры, и др.