Оптимальный размер заказа на примере супермаркета
М = Sd * (L + R) + В, (3)
где R – длительность промежутка времени между проверками товарных запасов на складе.
Размер заказа зависит от размера сбыта и времени проведения последней проверки. Средний уровень запасов составляет:
J = B + 1/2 * Sd R (4)
Увеличение резервного (страхового) запаса представляет собой плату за удобство, которое дает эта система.
Таким образом, модель с фиксированным интервалом между поставками связана с повышенными расходами на поддержание резервного запаса, которые при определенном уровне стоимости запасов и колебаний спроса могут стать неоправданно большими.
Преимуществом модели с фиксированным интервалом между поставками является то, что нет необходимости каждый раз подсчитывать остаток запаса – это делается лишь тогда, когда подходит время следующего заказа. Такой порядок удобен, если контроль запасов является одной из многих обязанностей работников.
Продемонстрируем применение рассмотренной модели на примере нашего супермаркета «Родной».
Согласно аналитическим данным установлено следующее время проведения проверок по супермаркету:
- по водке – через каждые пять дней;
- по молоку – через каждые два дня.
Рассчитанная экспертным путем величина резервного запаса по данной модели составит:
- для водки – 140 шт.;
- для молока – 20 шт.
Максимальный уровень запасов будет соответствовать:
- по водке – 392 шт.: 140 + 42 * (1 + 5);
- по молоку – 120 шт.: 20 + 25 * (2 + 2)).
При использовании данной модели оптимизации запасов через каждые 5 дней для водки (2 дня для молока) проверяется фактический размер запасов, после чего формируется заказ на новую партию товара. В случае, если с момента последней проверки имела место реализация товара, размер заказа определяется как разница между установленным максимальным уровнем запаса (для водки – 392 шт., для молока – 120 шт.) и фактическим уровнем запаса.
Средняя величина запасов по данной модели равна величине резервного запаса плюс половина от объема реализации за период между проверками и составляет:
- для водки – 245 шт.: 140 + 1/2*42*5;
- для молока – 45 шт.: 20+1/2*25*2.
Согласно проведенным расчетам средняя величина запасов в случае использования модели с фиксированным интервалом между поставками выше, чем для модели с фиксированным размером заказа. Соответственно, и затраты на управление запасами будут выше. Общие годовые затраты на управление запасами будут включать затраты, связанные с формированием заказа, их хранением, а также хранением резервного запаса. По водке общие затраты согласно данной модели оптимизации запасов составят за год 14 649,24 руб., по молоку – 8 233,68 руб.
Двухуровневая модель управления запасами
Это модель с постоянным уровнем запасов, для которой установлен нижний предел размера заказа. В данной модели рассматривается максимальный уровень запасов М и используется точка заказа. Эти параметры вычисляются по формулам:
Р = В + Sd * (L + R/2) (5)
М = В + Sd * (L + R) (6)
Порядок применения данной модели можно сформулировать так: если в момент периодической проверки Jф + g0< Р, то подается заказ g = M – Jф – g0. Если же Jф + g0 > Р, то заказ не подается. При этом Jф – фактический уровень запаса в момент проведения проверки; g0 – оптимальный размер заказа.
Применение двухуровневой модели управления запасами для супермаркета позволяет получить следующие результаты:
- точка заказа по водке составляет – 287 шт. (287 = 140 + 42 * (1 + 5/2)), по молоку – 95 шт. (95 = 20 + 25 * (2 + 2/2));
- максимальная величина размера запаса составляет по водке – 392 шт. (392 = 140 + 42*(1 + 5)), по молоку – 120 шт. (120 = 20 + 25*(2 + 2)), что совпадает с результатами расчетов по модели с фиксированным интервалом между поставками.
Рассмотрение приведенных выше моделей позволяет сделать вывод о том, что для крупного супермаркета наиболее эффективно применение модели с фиксированным интервалом между поставками. Аргументами в пользу результативности применения названной модели является следующее:
1. Отсутствие необходимости расчета величины затрат на хранение запасов и формирование заказа, а также возможность отказаться от использования модели оптимального размера заказа.
Дело в том, что модель оптимального размера заказа не всегда применима в части управления товарными запасами в крупных торговых организациях. Это объясняется: