Виды кодексов
Обычно кодексы содержат две части: идеологическую
(миссия, цели, ценности; видение; стратегия фирмы; фирменный стиль; принципы отношений с общественностью; ритуалы, легенды) и нормативную(стандарты рабочего поведения).
Идеальным вариантом является сочетание всех трех функций кодекса. Но это не всегда представляется возможным, особенно в крупных многопрофильных холдинговых компаниях. Существует ряд ситуаций, традиционно закрепляемых в международной практике этическими кодексами (отношения с клиентами, подрядчиками; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями и т.д.), в таком случае кодекс описывает стандарты поведения, но имеет при этом значительный объем и сложное содержание. Трудно адресовать такой документ всем группам сотрудников. При этом развитие корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников - он задает единое понимание миссии и ценностей компании всеми сотрудниками. В подобной ситуации используются два варианта - декларативный и развернутый.
Декларативный
вариант этического кодекса - это, по сути, только идеологическая часть без регламентации поведения сотрудников. Причем, подразумевается, что в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм. А потому декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. "Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) "Джонсон и Джонсон" (1944 г.), Кодекс "Семь духов (принципов)" поведения сотрудников "Мацусита электрик" (1933 г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций.
С 80-х годов XX века распространение получил развернутый
вариант кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников. В них фиксировалась конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. Эти регламенты были описаны в виде политики в отношении заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда. При этом из-за большого объема и сложности содержания таких кодексов выявилась их выборочная адресация. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников; в данном случае подобные кодексы практически утрачивают внутриорганизационную функцию.
На сайте www.hr-portal.ru для наглядного примера виды кодексов удобно структурированы в форме следующей таблицы:
Этические кодексы | |||
Профессиональный |
Декларативный |
Развернутый | |
Пример |
Альфа-банк, Северная торгово-промышленная палата. |
Johnson & Johnson, Panasonic. |
BP Amoco, P&G. |
Характеристики организации |
Профессионально однородные организации. |
Крупные, профессионально неоднородные организации. | |
Содержание |
Описывает профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения. Может содержать идеологическую часть. |
Описывает идеологию и общие правила поведения. |
Описывает политики в отношении ключевых групп. Регламентирует поведение сотрудников. Может содержать идеологическую часть. |
Основные функции |
Может реализовывать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры. |
Реализует в основном функцию развития корпоративной культуры, частично - управленческую. |
Реализует репутационную и управленческую функции. |
Кому адресован |
Всем сотрудникам |
Всем сотрудникам |
Преимущественно менеджменту |
Формат |
Профессиональный язык, большой объем |
Понятный текст, небольшой объем |
Специальная терминология, большой объем |