Понятие инновационных социальных технологий
Инновационная социальная технология, или технология управления, представляет собой внедрение в практическую деятельность особого коммуникативного канала передачи информации - канала "человек-машина-человек", который появился и стал использоваться в 90-е годы XX века [15].
Под инновационными социальными технологиями понимаются:
1. Новые формы электронной коммуникации, основанные на использовании Интернета, - голосовая почта, рассылка видеопосланий, IP-телефония и т.д.;
2. Управление корпоративными знаниями, которое представляет собой процесс, в результате которого индивидуальные знания отдельного человека превращаются в корпоративные. В этом случае знания отдельного человека отчуждаются от их носителя и становятся нематериальным активом компании. При конструировании инновационной технологии управления знаниями следует учитывать следующие факторы: тип бизнес-процесса, какая информация нужна при конструировании того или иного бизнес-процесса. Дальнейшим шагом должно стать создание карты движения информации при развертывании определенного бизнес-процесса. При создании карты движения информации необходимо учитывать степень новизны и важности информации. Эта инновационная технология может быть осуществлена практически в процессе проектной работы, в ходе работы проектных групп над той или иной проблемой;
3. Оценка и анализ персонала. Под экспертными системами понимаются особые компьютерные программы, моделирующие действие эксперта, человека, при решении задач в какой-либо предметной области, основанной на составлении базы данных. Экспертные компьютерные системы начали разрабатываться в середине XX века о США. Разработчиками этих систем по праву можно считать ученых Б. Сойера и А. Фостера. В настоящее время существует уже пятое поколение компьютерных экспертных систем. Они замечательно себя зарекомендовали при оценке личностного и профессионального потенциала персонала, уровня конфликтности и стрессоустойчивости работников, в других кадровых технологиях. За последнее десятилетие создано пятое поколение, так называемые прецедентные экспертные системы. Такие системы основаны на богатой базе реальных экономических, управленческих ситуаций. В результате использования таких экспертных систем решение принимается на основании реальных наблюдений, на основе реальных ситуаций, имевших место на том или ином предприятии, в управленческой практике того или иного управления. Прецедентные экспертные системы используют наряду с математическими алгоритмами человеческую логику, основанные на использовании экспертных систем.
Инновационные технологии, их использование в реальной управленческой деятельности еще слабо изучены, слабо используются в реальной практической жизни, а их теоретическое осмысление ждет своего исследователя.
В заключении этой главы можно сказать, что, так как персонал является важнейшей частью организации, то необходимо правильно строить процесс управления им. Для успешного управления персоналом руководитель должен тщательно анализировать функционирование данной подсистемы, вовремя выявлять слабые стороны и проводить их корректировку, при необходимости внося изменения в отдельные аспекты этого процесса или перестраивать его полностью. Для этого менеджер должен хорошо разбираться в управлении инновациями и особенно следить за последними тенденциями в проведении социальных инноваций. В настоящее время на предприятиях пересматривается система набора и отбора кадров, оценки его знаний и умений, а также уделяется большое внимание повышению эффективности коммуникаций с помощью внедрения компьютерных технологий.