Классификация методов управления
воздействие руководителя на межколлективные отношения;
изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры;
изучение условия включения в коллектив новых членов;
изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда;
учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива;
влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива;
влияние отдельной личности в коллективе;
психологические основы авторитета личности.
В практике управления применяются различные социологические методы и приемы исследований. Особое распространение получили:
метод научно-технических конференций;
анкетирование;
интервьюирование и личное наблюдение;
социальный эксперимент;
социальное стимулирование.
Формирование и совершенствование производственного коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем в процессе управления.
Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание следующим факторам:
наличию конкретной цели в деятельности коллектива, которая бы ясно и четко воспринималась всеми работниками;
традициям и опыту коллектива.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны с другими методами управления. [10]
Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.
Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2) практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
1) не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
2) трудно прогнозировать результаты.
Современные методы управления на примере корпорации "Xerox"