Исторические предпосылки формирования современного направления менеджмента
Во-вторых, еще одной тенденцией стала ориентация на так называемое “предотвращение пожара”[28], то есть предотвращение выпуска бракованной продукции и непрерывное улучшение качества товаров. Дело в том, что покупатели становятся все более избирательными, требуют от продуктов совершенства и уникальности, а также улучшения сервисного обслуживания.
Третий тренд заключается в том, что покупатели стали ценить легкий и быстрый доступ к товарам и услугам[29]. Им также необходимо большее количество информации перед тем, как осуществить покупку. Здесь на помощь менеджерам приходит сеть Интернет и создание специализированных веб-сайтов. Потоки информации, таким образом, будут идти в обе стороны: покупатели смогут получать интересующие их данные о продуктах, а управленцы компаний – статистические данные о своей клиентуре. Но данное преимущество требует от менеджмента более быстрого принятия решений, реакций на нужды покупателей.
И наконец, свою роль сыграло такое важное изменение внешней среды, как всеобщая глобализация[30]. Одно лишь глобальное присутствие компании на различных рынках еще не давало глобального успеха. Тут менеджерам требуется учитывать и уникальные вкусы своих иностранных потребителей, и особенности зарубежных партнеров, политическую и экономическую ситуацию. Последнее также требует от управленческого аппарата дополнительной гибкости: непостоянная конъюнктура может привести компанию к краху[31].
Итак, мы рассмотрели основные этапы развития менеджмента, начиная с конца XIX века, выделяя предпосылки тех или иных перемен в теории управления. Можно сделать вывод, что главными факторами формирования современного менеджмента стали такие явления, как развитие технологии, изменение социального климата в обществе, всеобщая глобализация. Некоторые наиболее известные концепции современного менеджмента мы рассмотрим во второй главе данной работы.
Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента