Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента
Ситуационный подход активно применяется сегодня. В обучении менеджменту популярны так называемые “кейсы” (cases)[62], то есть модели ситуаций, требующие детального анализа и принятия решений. Что касается управления в организациях, то там также по-прежнему необходимо изучение всей совокупности ситуационных переменных окружающей среды.
Итак, мы провели сравнительный анализ классического и современного направлений менеджмента. Наличие массы заимствований говорит о преемственности между школами, а многочисленные различия – объективный результат исторических изменений внешней среды, в который функционируют предприятия.
Заключение
На сегодняшний день современное направление менеджмента состоит из множества моделей и концепций, и среди них нет идеальных. Одни модели несут культурную специфику определенной страны, что мешает внедрению в другом государстве. Другие являются слишком затратными. И в любом случае у каждой концепции есть определенные недочеты. Но современному менеджеру, тем не менее, необходимо быть в курсе основных теорий управления, уметь выделять их преимущества и применять на практике.
В данной работе была поставлена цель – описать общие черты современного направления менеджмента, а также выделить несколько наиболее известных концепций. Для достижения поставленных задач мы проанализировали историю развития управленческой мысли с конца XIX века, выделили предпосылки зарождения современного направления, описали ряд концепций, провели сравнительный анализ.
В результате выполненных в первой главе реферата исследований можно сделать следующие выводы:
1. В развитии науки управления наблюдается определенная преемственность идей.
2. Расцвет менеджмента как науки пришелся на период перехода от машинной эры к информационной.
3. Основными предпосылками к формированию современного направления менеджмента явились:
ü Рост значимости образования.
ü Повышение избирательности потребителей.
ü Развитие современных технологий и средств коммуникации.
ü Всеобщая глобализация.
На основе материала, изложенного во второй главе, мы можем заключить следующее:
1. Идея “бережливого производства” состоит в производстве того продукта и в том количестве, как необходимо каждому отдельному потребителю.
2. Управление рисками – стратегия избегания нежелательных расходов и взвешивания всех возможных вариантов развития ситуации.
3. Управление качеством подразумевают, что качество – главный приоритет для всех сотрудников.
4. Стратегический менеджмент задает направление развития всей организации.
5. У современных теорий управления можно выделить некоторые общие черты:
ü Участие работников в управлении.
ü Горизонтальная организационная структура.
ü Ориентация на потребителя.
ü Приоритетность качества продукции.
ü Упор на совершенствование.
ü Экономия ресурсов через повышение эффективности.
По материалам третьей главы сделаем следующее заключения: между классическим и современным направлениями есть немало сходств, основанных на историческом заимствовании ряда методов. Между тем, объективные изменения в экономике, культуре и других сферах общественной жизни позволили новейшим концепциям приобрести свои уникальные черты.
Практическая значимость выполненной работы определяется возможностью использования полученных результатов в качестве основы для дальнейших исследований по современным направлениям менеджмента. Кроме того, возможно практическое применение описанных направлений.
[1] Чудновская С.Н. История менеджмента. – СПб: Питер, 2004. – С. 7.
[2] Миллер Н.В. Богославец Т.Н. История менеджмента. – Омск: Омский государственный технический университет, 2001. – С. 3.
[3] Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. – М.: ИНФРА-М., 2002. – С. xii.
[4] Миллер Н.В. Богославец Т.Н. Указ. соч. – С. 14.
[5] Крейнер С.Указ. соч. – С. 1.
[6] Там же. – С. 2.
[7] Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 26.
[8] Крейнер С. Указ. соч. - С. 4.
[9] Семенова И.И. Указ. соч. – С. 29.
[10] Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура. – М.: Гардарики, 2001. – С. 39.
[11] Чудновская С.Н. Указ. соч.– С. 96.
[12] Макашов И.Н. Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли. – М.: Российский гуманитарный университет, 2007 – С. 481.
[13] Там же. – С. 483.
[14] Макашов И.Н. Овчинникова Н.В. Указ. соч. – С. 486.
[15] Чудновская С.Н. Указ. соч. – С. 112.
[16] Там же. – С. 105.
[17] Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: ЭКМОС, 1997. – С. 19.
[18] Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием // Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2001. – С. 35.