Классификация современных автоматизированных информационных систем управления
Автоматизированные системы как объект управления характеризуются множеством параметров или признаков, которые могут выступать в роли классических. Классификация автоматизированных систем управления проводится с целью:
- выбора систем-аналогов для анализа конъюнктурных свойств;
- оценки необходимых ресурсов для планирования и нормирования разработки системы;
- определения конкурентоспособности создаваемой системы.
К основным классификационным признакам создаваемой системы отнесём следующие:
1) уровень, занимаемый системой в иерархии экономических, технических отношений: межгосударственные; государственные; отраслевые; объединений (корпораций); предприятий (фирм); технологических объектов;
2) назначение системы: административные; общественные; политические; социальные; оборонные; коммерческие; финансовые; образовательные; технологические; транспортные; связи; правовые; 3) функции, реализуемые системой: организационно-экономические; технологические; интегральные;
4) характер реализуемых задач: стратегические; тактические; оперативные;
5) форма выходных результатов: информационно-управляющие; информационно-советующие; информационно-справочные;
6) структура: централизованные; иерархические; децентрализованные;
7) характер протекания производственного процесса: непрерывные; дискретные; дискретно-непрерывные.
Под автоматизированной системой (АС) будем понимать механизм, реализующий информационную технологию.
Различают следующие виды АС:
1) АСНИ – автоматизированная система научных исследований (Основная цель: моделирование и проведение экспериментов. Решаемые задачи и инструментарий: математическая статистика, планирование эксперимента, методы оптимизации, имитационное моделирование);
2) САПР – система автоматизированного проектирования (Основная цель: автоматизация процессов расчетов и проектирования. Решаемые задачи: изготовление конструкторской документации, смет, заказных спецификаций, оптимизация проектных решений, снижение сроков проектирования);
3) АСТПП - автоматизированная система технологической подготовки производства (Основная цель: подготовить конкретное предприятие с его конкретными материальными и человеческими ресурсами к выпуску того или иного изделия или переходу на новую технологию. Решаемые задачи: составление маршрутных и технологических карт, расчет и оптимизация загрузки людей и оборудования; расчеты потребностей и планирование запасов и т.п.);
4) АСУТП - автоматизированная система управления технологическими процессами (Основная цель: управление изготовлением готовой продукции в основном для непрерывных производств, например, производства аммиачной селитры. Решаемые задачи: задачи автоматического управления и регулирования);
5) ГПС – гибкие производственные системы (набор производственных модулей, станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, из которых можно создать технологическую систему). ( Основная цель: автоматизация дискретного производства, например производство автомобилей. Решаемыезадачи: механическая, термическая идр обработка, перемещение изделия и компонентов между производственными модулями, складирование и т.п.);
6) АСУП - автоматизированная система управления предприятием (Основная цель: решает задачи организации управления и экономики. Основные задачи: бух учет, планирование, кадры, снабжение, сбыт и т.п.). Зарубежный аналог АСУП – это общеуправленческие системы (MIS - management information system и EIS - executive information system):
В настоящее время синонимами АСУП являются термины: информационная система (ИС), автоматизированная ИС (АИС), корпоративная ИС (КИС), система обработки данных (СОД), автоматизированная СОД (АСОД) и др.
Приведенные выше АС являются в основном системами оперативной обработки данных, т.е. предназначены для решения задач постоянно возникающих в процессе инженерной и экономической деятельности и алгоритмы которых сравнительно легко поддаются формализации. Например, расчет запасов материала на складе или начисления зарплаты. Такие системы оперативной обработки всегда являются составной частью, информационным фундаментом любых более сложных СОД, решающих менее формализованные задачи, относящиеся, как правило, к разряду аналитических, нечетких, интеллектуальных.