Сравнительная характеристика интуитивной и рациональной технологии принятия решений (суть, основные преимущества и недостатки, сфера использования)
В наше время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной степени зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и тому подобное в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В Украине пока еще не добился значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта той или другого государства практическое невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент предопределен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного строя, мера развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода Украине к рыночной экономике в значительной степени зависит от этих факторов. Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Суть бизнеса складывается в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получения прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - ось те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так именно он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задумано.
В связи с переходом украинской экономики на рыночные механизмы управления и хозяйствования, за появилось несколько организационно - правовых форм предприятий. Среди них одно из основных мест занимает такая форма, как акционерное общество закрытого типа (ЗАО или АОЗТ).
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами предприятия.
Общеизвестно, что в современных условиях в финансовой жизни предприятий происходят наиболее болезненные процессы. Столкновение старых подходов к организации финансовой работы с новыми требованиями жизни, с новыми функциями финансов предприятия - одна из главных причин "пробуксовки" реформ в реальном секторе экономики.
Рано или поздно руководители предприятия сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами: выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, например объем произведенной продукции, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции и появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, но сводит иногда прибыль до нуля.
Понимание того, что на предприятии необходимо менять систему управления, снижать издержки, более эффективно управлять финансовыми ресурсами приходит быстро.
Главная цель данной работы - проанализировать организацию, организационную структуру управления данным предприятием, обслуживающий персонал, внешнюю и внутреннюю среду организации.
Объектом исследования выступает АОЗТ «Харьковский жировой комбинат».
Это предприятие пищевой отрасли, которое производит хлебобулочные изделия реализуемые как через собственную сеть магазинов, так и оптовым покупателям. В настоящее время на предприятии работает около 579 человек.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТУИТИВНОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (СУТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
♦ для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
♦ что делать (какие новые запросы потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
♦ как делать (по какой технологии);
♦ с какими производственными затратами;
♦ в каком количестве;
♦ в какие сроки;
♦ где (место, производственное помещение, персонал);
♦ кому поставлять и по какой цене;
♦ что это даст инвестору и обществу в целом?
Комплексные проблемы следует формализовывать, т. е. количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а тюке выполнять структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерена целей. Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Решения должны быть направлены на реализацию дерева целей, обоснованными, адресными, обеспеченными ресурсами.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
♦ стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг и др.);
♦ подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
♦ сфера действия (технические, экономические и другие решения);
♦ цели (коммерческие и некоммерческие);
♦ ранг управления (верхний, средний, низший);
♦ масштабность (комплексные и частные решения);
♦ организация выработки (коллективные и личные);
♦ продолжительность действия (стратегические, тактические и оперативные);
♦ объект воздействия (внешние и внутренние);
♦ повторяемость (разовые и повторяющиеся);
♦ методы формализации (текстовые, графические и математические);
♦ формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение указание, просьба);
♦ сложность (стандартные и нестандартные решения);
♦ способ передачи (вербальные, письменные и электронные).
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение научных подходов и принципов, методов моделирования к системе менеджмента, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
Обычно в принятии любого решения имеют место (в различной степени) три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки. Интуитивные решения применяются в основном в процессе оперативного управления.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Рациональность управленческих решений в значительной мере зависит от технологического процесса их подготовки и принятия. Относительно его особенностей и структуры существуют разные взгляды. Да, американский ученый С. Янг утверждает, что процесс выработки рациональных решений охватывает десять этапов: 1) определение целей организации; 2) выявление проблем в процессе достижения определенных целей; 3) исследование проблем и выяснения их особенностей; 4) поиск вариантов решения проблемы; 5) оценивание всех альтернатив и выбор оптимальной; 6) согласование решений в организации; 7) утверждение решения; 8) подготовка решения к реализации; 9) управление реализацией решения; 10) проверка эффективности решения.
Такой подход к выработке управленческих решений целесообразнее всего использовать относительно общих решений, решений на высшем уровне управления, перспективных решений и тому подобное. Однако он имеет существенные недостатки. В частности, первый его этап является элементом функции планирования и реализуется задолго до принятия управленческого решения . Кроме того, он недостаточно четко выделяет идею оптимизации управленческих решений.
Оптимальный вариант процесса выработки рациональных управленческих решений охватывает такие этапы:
-возникновение ситуации, которая нуждается в принятии решения (появление необходимости формализации методов менеджмента);
-сбор и обрабатывание информации относительно разработанных методов менеджмента;
-выявление и оценивание альтернатив, заложенных в разработанных методах менеджмента;
-подготовка и оптимизация управленческого решения какое принимается (выбор альтернативы);
-принятие управленческого решения (узаконивание альтернативы);
-реализация управленческого решения и оценивание результатов.
Каждый этап реализуется через соответствующие звенья. Схема процесса выработки рациональных управленческих решений представлена па черт. 3.5. Такая технология производства управленческого решения является логическим продолжением процесса менеджмента, поскольку принятые управленческие решения завершают процедуры формирования инструментов излияния управляющей системы на управляемую.
На процесс принятия управленческих решений влияют такие факторы:
1) личные качества менеджера (образование, знание, возраст опыт, характер и тому подобное);
2) поведение менеджера (привычки, темперамент, конфликтность и тому подобное);
3) среда принятия решения:
-определенность (руководитель осознает ожидаемые последствия реализации всех возможных альтернативных решений);
-неопределенность (невозможно выяснить вероятные последствия реализации любых альтернативных решений);
- риск (менеджеру известны вероятные результаты реализации каждой альтернативы);
4) информационные ограничения (обусловленные ростом
расходов на получение дополнительной информации);
5) взаимозависимость решений;
6) ожидание возможных негативных последствий;
7) возможность применения современных технических средств;
8) наличие эффективных коммуникаций;
9) соответствие структуры управления целям и миссии организации и тому подобное.
Согласно законам выходных данных Г. Спенсера каждый может принять эффективное решение, владея достаточной информацией. Компетентный менеджер способен принять оптимальное решение и в случае существования информационних ограничений. Однако только талантливый менеджер способен результативно действовать даже при полном отсутствии необходимой информации.
Рис.1 - Процесс выработки рациональных управленческих решений
I этап: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИТУАЦИИ,КОТОРАЯ НУЖДАЕТСЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ (ПОЯВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА) 1. Возникновение проблемы. 2. Диагноз проблемы. 3. Формирование требований к информации |
|
↓ |
|
II этап: ЗБОР И ОБРАБАТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛУЧЕННЫХ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА 1.Сбор информации. 2.Оценивание информации. 3. Формирование ограничений и критериев для принятия решений |
|
↓ |
|
III этап: ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ, ЗАЛОЖЕННЫХ В РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДАХ МЕНЕДЖМЕНТА 1.Выяснение альтернатив. 2.Оценивание альтернатив |
|
↓ |
|
IV этап: ПОДГОТОВКА И ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРИНИМАЕТСЯ (ВИВИР АЛЬТЕРНАТИВЫ) 1.Выбор оптимального варианта решения (альтернативы). 2. Оформление оптимального варианта |
|
↓ |
|
V этап: ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (УЗАКОНИВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ) 1.Обсуждение проекта. 2.Утверждение решения. 3.Оформление решения и выдача распоряжения о его выполнении |
|
↓ |
|
VI этап: РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Организация выполнения решений. 2.Контроль за выполнением решения и оценивания его эффективности 3. Отчет о выполнении решения |
|
- Теория организации
- Общая характеристика АОЗТ «Харьковский жировой комбинат»
- Теория принятия управленчиских решении