Выбор стратегии развития предприятия
Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода. В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята так называемая модель 7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и способности [12, С. 79].
Все эти факторы тесно переплетены между собой и оказывают комплексное влияние на конкретные планово-управленческие результаты деятельности фирмы. Приведенная модель определяет стратегическое планирование не только как процесс создания формальных схем и систем показателей, но и как механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между персоналом всех категорий, основу увязки их личных интересов с общими целями предприятия, а также учета всех сторон деятельности человека в современной организации [7, С. 90].
Следовательно, основная задача стратегического планирования, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах, которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это – положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость предприятий [33, С. 85]. В табл. 1.2 приведена оценка основных целей по данным социологического опроса высших менеджеров различных американских фирм.
Приведенные данные о ранжировании основных целей показывают, что и на американских, и на российских предприятиях в рыночных отношениях получение прибыли стало наиболее приоритетной задачей. Она служит важным условием достижения всех других целей, которые выдвигаются на первый план в разные периоды деятельности предприятий. Вместе с тем прибыль не должна заслонять собой многие другие цели развития или деятельности фирмы.
Таблица 1.2. Ранжирование основных целей на современных фирмах
Наименование основных целей |
Оценка цели | |
Ранг |
% | |
1. Прибыльность |
1 |
89 |
2. Рост |
2 |
82 |
3. Доля рынка |
3 |
66 |
4. Социальная ответственность |
4 |
65 |
5. Благосостояние работников |
5 |
62 |
6. Качество продукции и услуг |
6 |
60 |
7. Научные исследования и разработки |
7 |
54 |
8. Диверсификация |
12 |
31 |
9. Производительность |
8 |
50 |
10. Финансовая стабильность |
9 |
49 |
11. Ресурсное обеспечение |
10 |
39 |
12. Развитие системы менеджмента |
11 |
35 |
13. Превращение в международную компанию |
13 |
29 |
14. Консолидация |
15 |
17 |
15. Прочие цели |
14 |
18 |