Основные методы мотивации летного состава военно-транспортной авиации на современном этапе
В военно-транспортной авиации на современном этапе летный экипаж, численность которого на различных типах самолетов колеблется от 4 до 7 человек, готов вести боевые действия в самых различных условиях днем или ночью. От каждого члена экипажа требуется четкое и умелое выполнение своих обязанностей. Все это ведет к выполнению поставленной задачи и безаварийной летной работе. Из поставленных задач следует, что профессиональная деятельность летного состава является интересной, но тяжелой и опасной, а значит, важна высокая мотивация их труда.
Начинается все с выбора деятельности. Большинство летного состава выбирают свой путь осознано, что является сильным мотивационным компонентом. Еще на этапе обучения у человека создается система ценностей и целей, направленная на службу в военно-транспортной авиации. Воспитывается понимание всей ответственности выбранной профессии военного летчика. Человек осознает необходимость воинского долга перед своей страной и стремится учиться выбранному делу настоящим образом. Тем более выбранный вид деятельности является увлекательным, и обучаться интересно.
Закончив свое профессиональное обучение человек, попадает в слаженный коллектив, становится членом летного экипажа, где от него зависит выполнение поставленной государственной задачи. Осознавая это он чувствует себя причастным к государственным делам. Все это создает высокий мотивационный эффект солидарности с целями и задачами государства. Человек чувствует себя востребованным.
При постановке задачи командирами дается характеристика сложившейся обстановки, летный состав посвящается в тактический замысел. То есть приспосабливается к целям высшего командования. Введение летного состава в планы высшего командования, понимание обстановки и своего места в ней мотивирует человека более качественно выполнить поставленную задачу.
Также для летного состава военно-транспортной авиации применимы методы принудительной властной мотивации. Эти методы базируются на подчинении закону, командиру корабля, выполнению инструкций по летной эксплуатации воздушного судна, воздушной дисциплины и опираются на возможность принуждения. Все команды командира корабля должны быстро и четко исполнятся. Важное место занимает взаимоконтроль между членами экипажа. От всего летного состава требуется самоотдача и полное выполнение своих функциональных обязанностей. Все это приводит к безопасности воздушных перевозок. Важную мотивационную роль здесь играет понимание ответственности каждого перед собой, пассажирами воздушного судна и другими членами экипажа. Каждый член экипажа осознает возможные последствия невыполнения приказа.
Каждый труд должен быть вознагражден. Следовательно, важное место среди методов мотивации занимает метод вознаграждения. Для летного состава военно-транспортной авиации предусмотрено материальное и нематериальное стимулирование труда. Так как
военно-транспортная авиация, один из видов военной авиации, входящей в состав Вооружённых сил государства, то и финансируется она государством. Летный состав, как уже говорилось, состоит из младших и старших офицеров Вооруженных сил Российской федерации. Денежное довольствие летного состава состоит из оклада в соответствии с занимаемой должностью и оклада в соответствии с присвоенным воинским званием[9]. К суммирующимся окладам выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы до 120% оклада по должности, в зависимости от района прохождения военной службы районный коэффициент и надбавка за особые условия службы составляющая 100% оклада по должности.
Ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге:
- от полугода до 1 года – 5%;
- от 1 до 2 лет – 10%;
- от 2 до 5 лет – 25%;
- от 5 до 10 лет – 40%;
- от 10 до 15 лет – 45%;
- от 15 до 20 лет – 50%;
- от 20 до 22 лет – 55%;
- от 22 до 25 лет – 65%;
- 25 лет и более – 70%.
Предусмотрены выплаты за квалификационные категории летного состава путем увеличение оклада по должности. Для летчика (штурмана) второго класса - на 35%; летчика (штурмана) первого класса - на 45%; летчика (штурмана) - снайпер - на 55%; бортового специалиста второго класса - на 25%; бортового специалиста первого класса - на 35%; бортового специалиста - мастер - на 45%. Это является дополнительным стимулом повышать свою квалификацию[10].
Каждый квартал выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга, а тем, кто добросовестно исполнял свои обязанности, по итогам календарного (учебного) года по решению командира может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение.