Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности
Усилия по сохранению и расширению бизнеса лежат в центре экономических интересов сообществ. Дело в том, что те регионы и города, которые соответствуют потребностям существующего в них бизнеса, имеют больше шансов привлечь другие виды бизнеса и инвестиций. Когда уже существующие предприятия крепнут и расширяются, другие предприниматели оценивают это как признак, благоприятный для предпринимательства.
Усилия, направленные на привлечение бизнеса, могут иметь много позитивных последствий, включая создание новых рабочих мест, новых источников бюджетных поступлений и освоение новых технологий. Развитие нового бизнеса может в дальнейшем стимулировать привлечение в данный регион или город соответствующих поставщиков или потребителей.
Как уже отмечалось, чтобы утвердиться в качестве места, привлекательного для бизнеса, сообщество должно располагать адекватной инфраструктурой, надежными городскими службами, качественными услугами, доступными помещениями, рабочей силой, капиталом и другими факторами. Привлечению нового бизнеса в город или регион помогает муниципальный или региональный маркетинг.
Планы стратегического развития региона или города являются основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.
При составлении программ развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы:
Переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни.
Постановка целей и задач.
Выбор критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества.
Выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели. Выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели.
Проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, предполагаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности.
Разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми участниками их реализации Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007
Применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой метод, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам).
Закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.
Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки: Информационный. Нормативно-правового регулирования. Организационно-распорядительный. Финансово-экономический. Ресурсный. Оценочный.
Для разработки и реализации программ привлекаются (на договорных началах) компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники, имеющие свои решения назревших проблем и способные воплотить их в жизнь.
Механизмы проведения преобразований, которые включают в себя способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без его хорошо продуманной организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.
Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Стратегическое планирование развития города и региона предполагает не только разработку программы действий, но и проведение мониторинга их социально-экономического состояния Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается, насколько совместима выработанная стратегия с ресурсами, с возможностями окружающей среды, помогает ли стратегия решить критические проблемы города и региона, получает ли она поддержку жителей.
Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами деятельности. Мониторинг выявляет показатели или результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.