Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности
Реализация стратегического плана социально-экономического развития региона или города включает в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:
- поиск заинтересованных юридических и физических лиц, материальных и финансовых ресурсов;
- формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и "выращивание" ростков нового;
- подготовка и принятие (на соответствующих уровнях) нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;
- создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;
- контроль за выполнением планов и программ.
Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство по социально-экономическому развитию. Агентство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности. Широкое представительство в агентстве всех заинтересованных сторон является залогом разработки взвешенной стратегии развития. Процесс разработки стратегического плана экспертами агентства и его широкое обсуждение помогают предпринимателям города лучше понять роль администрации в обеспечении условий развития бизнеса, а администрации - лучше узнать нужды предпринимателей. Агентство на постоянной основе формирует стратегический план развития с учетом интересов и мнений всех групп и представителей местного сообщества, а также участвует в мерах по его реализации.
Агентство может содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создавать бизнес-инкубаторы, выявлять резервы использования нежилых помещений, организовывать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с администрацией может заняться также разработкой общественного видения будущего региона, города. Для этого целесообразно проводить в администрации на регулярной основе встречи с предпринимателями с целью уточнения конкретных вопросов развития города Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006., региона, а также обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию города и региона состоит в том, что это развитие становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.
В качестве примеров планов развития можно привести планы, разработанные в начале 2001 г. администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Планы были подготовлены с участием Фонда "Институт экономики города". Каждый из этих планов индивидуален. Но их объединяет то, что для своей реализации они практически не требуют дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив, они направлены на создание условий для привлечения дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся, в том числе:
- формирование системы планирования социально-экономического развития города; - повышение эффективности расходов местного бюджета;
- обеспечение устойчивости и рост эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
- улучшение транспортного обслуживания и снижение дотационной зависимости муниципальных предприятий транспорта;
- введение новой системы землепользования на принципах правового зонирования, стимулирования рынка земли и недвижимости;
- развитие системы жилищной ипотеки;
- конкурсное финансирование социальных программ, дальнейшее развитие адресной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам;
- создание механизмов финансового обеспечения экологической политики.
Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001 Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных профессиональных сообществ.