Подходы к оценке функционирования организационных структур
Чау - численность аппарата управления;
3. Коэффициент управляемости, характеризующий степень средней загруженности каждого руководителя с учетом нормы управляемости (по количеству подчиненных):
m
Куп = (1/z ) х ( ∑ Hф / Hн )
1
z - число уровней управления;
m – число руководителей данного уровня управления;
Hф и Hн – фактическое и нормативное число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления, при нормативе Куп = 0,5- 1.
4. Коэффициент звенности характеризующий организационную структуру по количеству звеньев.
Кзв = Пзв.ф/Пзв.о
Пзв.ф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзв.о – оптимальное количество звеньев структуры;
5. Коэффициент эффективности организационной структуры управления.
Кэ = Рп/ Зу
Рп – конечный результат (эффект);
Зу – затраты на управление;
Следует иметь в виду, что найти взаимосвязь организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности не всегда представляется возможным. Поэтому в преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность организационной структуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта:
Эу = Эс/Эп = (Ау/Д)/Вч.п./Ст)
Эу - эффективность управления;
Эс - экономичность управления;
Эп эффективность создания продукта;
А – затраты на управление;
Д – совокупная стоимость основных и оборотных фондов;
Вч.п. – объем условно чистой продукции;
Ст – численность промышленно-производственного персонала;
Для определения эффективности управления следует использовать интегрированный показатель Кэф.у.
Кэф.у = 1-Qy×Lч.п./Fт ×Ео.ф.
Кэф.у – коэффициент эффективности управления
Qy – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления
Lч.п – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих
Fт – фондовооруженность
Ео.ф – фондоотдача
На основе анализа состояния управления на предприятии данная система показателей позволяет определить основные направления совершенствования систем управления.
Организационная структура не должна ориентировать людей на псевдорезультаты; она не должна поощрять тенденцию навешивать не прибыльную продукцию на прибыльные производственные линии; она не должна ориентировать людей на интенсификацию усилий (т.е. повышение затрат), а мастерство превращать в самоцель.
Организация должна помочь каждому сотруднику понять свою собственную задачу и общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его задача сопряжена с общей задачей и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.
Организация должна расцениваться также в соответствии с тем, облегчает она или затрудняет процесс принятия решений. Структура, подталкивающая решения вверх, вместо принятия их на максимально низком уровне, структура, оттягивающая критически важные решения, концентрирующая внимание на лишних или второстепенных проблемах - плохая структура.
Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению. Организация должна быть способна сама производить лидеров завтрашнего дня. Обязательное условие для этого - минимум уровней управления. Способный человек, попадая на низовую управленческую работу, скажем, в двадцать пять лет, не должен тратить свою жизнь, поднимаясь со ступеньки на ступеньку. Иначе, когда он окажется на верху лестницы, у него уже не останется сил. Еще важнее опыт, который можно приобрести в организации. Структура должна помочь каждому сотруднику учиться и развиваться на любом занимаемом посту, она должна предусматривать непрерывное обучение.
Организационная структура должна поощрять внедрение на предприятие новых идей и готовности к новым видам деятельности.
Соблюдение вышеизложенных требований позволит создать гибкую, способную к быстрой перестройке организационную структуру, которая будет способствовать развитию системы управления на предприятии, повысит уровень ее организованности и создаст все условия для эффективного функционирования предприятия в целом.