Особенности развития российского лизингового рынка
Однако требования к дополнительному обеспечению лизинговой сделки, как правило, более гибкие, чем к обеспечению кредита. Это могут быть аванс (обычно в размере 15-30% от стоимости сделки), залог, задаток, различные гарантии и даже поручительства физических лиц.
Безусловно, для компании, которая желает получить ликвидное оборудование или готова предоставить ликвидное обеспечение, лизинг в большинстве случаев является наиболее эффективным способом финансирования. Но это не означает, что в других случаях такой способ неэффективен или недоступен. В России лизинг похож, скорее, на инструмент проектного финансирования (то есть выделения средств под конкретный проект), чем на кредит или аренду (что принципиально отличает его от лизинга на Западе).
Для большинства российских лизинговых компаний (особенно работающих со сделками на сумму более 500 тыс. долл. США) качество проекта и соответственно бизнес-плана имеет не меньшее значение, чем наличие обеспечения. Даже предоставив достаточное обеспечение, лизингополучатель должен быть готов к тщательному анализу лизинговой компанией его бизнеса и конкретного проекта, для которого используется объект лизинга. Основной проблемой для них являются длительные задержки лизинговых платежей, возникающие, к примеру, в связи со сменой собственников на предприятии-лизингополучателе. Поэтому лизинговые компании очень строго подходят к анализу качества менеджмента компании.
В то же время лизинговая компания больше банка заинтересована в эффективной реализации всего проекта клиента и поэтому более гибко относится к клиенту, сделка с которым уже заключена. Благодаря этому с помощью лизинга удается решать не только вопросы обновления фондов, но в некоторых случаях и стратегические задачи предприятий.
Одним из значительных преимуществ лизинговой сделки является возможность разделения рисков между несколькими сторонами: инвестором (например, банком), поставщиком (например, гарантия обратного выкупа или принятие рисков при транспортировке), лизингополучателем (авансовый платеж) и лизинговой компанией (собственные средства).
Основными источниками финансирования лизинговых компаний являются российские банки, коммерческие кредиты поставщиков и средства учредителей. По сравнению с 2007 годом в 2008 году наблюдалось увеличение суммарной доли собственных и самостоятельно привлеченных средств, при снижении объема средств, полученных от учредителей (рис.2.5). Это свидетельствует о росте доверия сторонних инвесторов к российским лизинговым компаниям и об увеличении накапливаемых объемов собственного капитала.
Основной проблемой для большинства лизинговых компаний является недостаток финансирования. Поэтому если лизингополучатель окажет помощь в привлечении финансирования, то это может стать решающим аргументом для заключения лизингового договора, а также для установления более выгодных для заказчика условий контракта. Основным источником финансирования, который заказчик способен привлечь самостоятельно, является коммерческий кредит поставщика.
Нужно иметь в виду, что лизинговая сделка может послужить и долгосрочным целям развития предприятия. Например, при решении вопроса о кредитовании компании многие банки «проверяют» ее путем лизингового финансирования. По мнению многих руководителей российских лизинговых компаний, лизинговая сделка является отличным способом сформировать хорошую кредитную историю предприятия.
Наиболее доступным сегодня можно назвать лизинговое финансирование сроком 1-3 года. На такой срок обычно заключаются договоры по относительно недорогим (до 1 млн. долл. США) и ликвидным объектам лизинга. Лизинговые сделки с более дорогими и менее ликвидными объектами заключаются на 3 – 5, а иногда и более лет (например, типичный срок договора лизинга самолетов составляет 10-15 лет).