Анализ динамики рыночной ситуации
Произведённый выше анализ ситуации на рассмотренном рынке даёт представление о её состоянии вначале заданного периода времени. Теперь нужно рассмотреть характер её развития на протяжении всего периода, для того, чтобы определить тенденцию изменения показателя рыночной доли фирм, которые оперируют на рынке, и определить, как изменялись (улучшались, ухудшались) их рыночные позиции.
Алгоритм определения показателей для анализа ситуации на рынке на протяжении всего периода аналогичен вышеизложенному алгоритму, поэтому основные результаты расчётов сводим в таблицы 4 и 5.
Таблица 4 Анализ текущей ситуации на рынке (за весь заданный период)
Субъекты рынка |
Ёмкость реализованных ниш фирм |
Рыночные доли фирм, % |
Базовая фирма (А) |
700 |
17 |
Фирма Б |
1400 |
34 |
Фирма В |
700 |
17 |
Фирма Г |
1300 |
32 |
Рынок в целом |
4100 |
100 |
Таблица 5 Рыночные позиции фирм в конце периода
Субъекты рынка |
Рыночная доля фирмы, % |
Секторы рынка |
Базовая фирма (А) |
17 |
МII – фирма с сильной конкурентной позицией |
Фирма Б |
34 |
МI фирма – лидер рынка |
Фирма В |
17 |
МIII – фирма со слабой конкурентной позицией |
Фирма Г |
32 |
МI фирма – лидер рынка |
Исходя из полученных результатов мы можем сделать некоторые выводы о текущей позиции рассматриваемых фирм.
Текущая рыночная позиция базовой фирмы (А) сильная, так как находится в секторе рынка МII и соответственно является фирмой с сильной конкурентной позицией. Но по показателям рыночной доли базовая фирма А находится только на втором месте, тогда как первое место, место неоспоримого лидера рынка, делят между собою фирмы Б и Г. Что касается фирм В, то это фирма со слабой конкурентной позицией на рынке. Фирма Б обладает мелкими долями рынка, но действует, не покидая его. Её ролевой статус характеризуется зависимым конкурентным статусом и слабыми на данном рынке конкурентными позициями.
Принадлежность фирм к секторам по характеру изменения конкурентной позиции определяется по следующему алгоритму:
1. Определяем значения показателя темпа прироста (положительного, отрицательного) рыночной доли фирм . Пример расчёта темпа прироста дан для фирмы А. Результаты по остальным фирмам сведены в таблицу 6:
где: рыночные доли фирмы і соответственно в первом и последнем годах заданного периода времени;