Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческой деятельности
К первой группе людей он относил лиц с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются досрочно их обосновать. Иногда педанты, систематики, они склонны к логическим размышлениям, к математике, к абстрактным обобщениям, выжидательны, замкнуты. Их отличает хорошее самообладание. Работоспособность таких людей часто с утра невелика и достигает максимума во второй половине дня.
Вторая группа объединяет людей, сильно и быстро реагирующих на внешние воздействия. Это люди — большие энтузиасты. В науке — это творцы новых идей. Быстро восстанавливают свои силы и быстро устают, поэтому максимально работоспособны с утра.
Сегодня основополагающим является мнение о существовании трех биоритмов в жизнедеятельности людей. Отсюда три типа работоспособности - утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») и недифференциальная («аритимики»). У последних не выявлено преобладания утреннего или вечернего типа работоспособности.
Ученые всего мира к основным причинам возникновения в XX в. «эпидемии» сердечнососудистых заболеваний относят такие социальные факторы, как нервно-психологическое напряжение, условия питания, ритм труда и отдыха.
Рассмотрим информацию о том, какие факторы влияют на работоспособность руководителя, что в этой проблеме зависит от самоорганизации личного здоровья, а что – от волевых и от психологических факторов.
Начинать надо с формирования психологической установки на необходимость и возможность повышения своей работоспособности. С этой внутренней убежденностью начинается все. Без этого нет смысла браться за дело.
Далее нужно критически оценить свои привычки, выявить те, которые следует изменить.
Следующий этап – организация собственных знаний, приведите их в единую систему, отвечающую профессии «менеджер».
Затем нужно браться за организацию здоровья. Особое значение имеет формирование волевых качеств, факторов эмоциональной мобилизации.
Важнейшим качеством руководителя является умение организовать работу всего коллектива для достижения определенных целей. Но, чтобы умело организовать других людей, надо быть организованным прежде всего самому руководителю. Самоорганизация руководителя осуществляется в двух направлениях: технологическом (организация руководителем своего личного труда, управленческой деятельности) и психологическом.