Планирование, наем и размещение кадров на предприятии
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта. Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен [43, c. 52]: • объективно — вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений; • надежно — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных); • достоверно в отношении деятельности — оцениваться должен реальный уровень владения навыками — насколько успешно человек справляется со своим делом; • с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально; • комплексно — оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом.
Проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора [49, c. 40]:
1) предварительную отборочную беседу (основная цель — оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств);
2) заполнение бланка заявления (цель - выяснить производительность будущей работы претендента, вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы);
3) интервью (по схеме — беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе; слабоформализованные — заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы; не по схеме — заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты)
4) тестирование (источник информации, который может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата, описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет.);
5) проверку рекомендаций и послужного списка (информация рекомендательных писем или бесед с рекомендателями, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства);
6) медицинский осмотр (проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.);
7) принятие решения (сравнение кандидатов, принятие и исполнение решения.).
Приведем сравнительную эффективность наиболее популярных методов оценки кандидатов (табл. 1.4) [20, c. 32]:
Таблица 1.4
Сравнительная эффективность методов оценки кандидатов
Метод оценки |
Оценка уровня эффективности, % |
1. Центры оценки персонала (используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки) |
70-80 |
2. Тесты на профпригодность (оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность) |
60 |
3. Общие тесты способностей (оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций.) |
50-60 |
4. Биографические тесты (основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность) |
40 |
5. Личностные тесты (оценка уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу) |
40 |
6. Интервью (сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента) |
30 |
7. Рекомендации |
20 |
8. Нетрадиционные методы (детектор лжи, психологический стрессовый показатель, астрология, графология) |
10 |