Классификация и общая характеристика видов менеджмента
Проектный менеджмент
- такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец. За каждым проектом закрепляется проектный менеджер, несущий ответственность за этот «кусок работы». При этом процесс управления становится обозримым и прозрачным.
Пульсирующий менеджмент
. Под ним понимается менеджмент, работающий с нечеткими объектами, а также горизонтально организованный менеджмент, менеджмент переходного периода. Он реализует фактический переход от избыточной бюрократизации управления к общественному системообразованию.
Раскрепощенный менеджмент
- технология управления, базирующаяся на свободном, осознанном, раскрепощенном сознании и поведении менеджеров, не боящихся ошибиться, сделать что-нибудь не так. Следует отметить, что в России страх - явление почти генетическое. Жесткая система наказаний, которая была характерна для нашего общества на протяжении достаточно длительных исторических периодов, заметно поубавила смелости в неординарных и смелых поступках.
Рациональный менеджмент
базируется на алгоритмическом, взвешенном подходе. Алгоритм - это точное предписание, определяющее процесс управления с определенной последовательностью и логикой.
Сигнальный менеджмент
- имеет основной целью установление критических параметров-сигналов - реализация которых предупреждала бы управленцев о недопустимых отклонениях в управляемых объектах и процессах. Сигнал - аналог желтого света светофора, предшествующего красному. Когда светит зеленый свет- все в порядке.
Следует отметить, что из опыта общения с современными лидерами бизнеса становится понятной высокая степень актуальности сигнального менеджмента. Многие предприниматели озабочены разработкой своеобразных норм и нормативов, отражающих внутреннее благополучие фирмы. Передача ответственности по линиям управления тоже связана с установлением определенных лимитов, сигнализирующих о приемлемом уровне риска по тому или иному продукту, ресурсу, бюджету. Сигнальный менеджмент имеет в условиях рынка большую перспективу развития.
Ситуационный менеджмент
- делает акцент на изучении и использовании в дальнейшей практике как можно более широкого спектра различных типовых ситуаций. В обучении этот метод называется «кейс-стади». До 70% времени занимают кейс-стадии в учебных процессах западных вузов, готовящих современных менеджеров. В России тоже стала создаваться база данных по деловым ситуациям. Получают развитие деловые игры при подготовке управленцев. Но находится этот процесс пока в самом начале.
СЭЛФ-менеджмент
- другими словами, самоменеджмент. Лишь личностное развитие управленца может привести к развитию участка бизнеса, за который он отвечает в своей деятельности. Должна быть синхронность самоменеджмента и менеджмента организации.
В монографии В.С. Петрухина «Менеджмент 21 века» утверждается, что сэлфменеджмент - это менеджмент будущего. Самомотивация человека на труд связана с самоутверждением и самореализацией. Это естественно. Это внутренний инстинктивный возбудитель активности человека, движитель прогресса. Самомотивация - свойство свободного человека. Существуют определенные технологии, как разбудить в себе свой глубинный потенциал, развить самомотивацию.
Эффективный менеджмент
- это управленческая деятельность, которую по общепринятым меркам следует назвать успешной. Как утверждает Джон Биллсберри в своей книге «Эффективный менеджер» Открытого университета Великобритании, «все люди разные, имеют разные потребности и по-разному участвуют в работе организации. Это разнообразие значительно усложняет работу менеджера, поскольку он должен продумывать последствия своих действий для людей, имеющих разные приоритеты».
Между тем, «разнообразие» - это огромная самостоятельная ценность, и только понимание этого факта позволит сделать менеджмент в действительности эффективным. Баланс различных интересов, целей, подходов - вот что лежит в основе конечного эффекта деятельности.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.