Анализ состава видов менеджмента
Охарактеризуем типичное для начала ХХI века состояние менеджмента как сферы знания и практики. Перечень выявленных в данном исследовании видов менеджмента послужил основой исследования взаимосвязи видов менеджмента. Так как средой настоящего исследования является сфера экономики, остановимся на видах менеджмента, использующихся в экономике. Тем самым выделяется первый признак классификации видов менеджмента (отношение к экономике).
На рис. 1 представлено процентное соотношение видов менеджмента, не связанных с экономикой, и видов менеджмента, используемых в экономике. Абсолютное большинство видов менеджмента (84%) используется в экономике. Очевидно, что с течением времени удельный вес последних будет возрастать, так как в экономику вовлекается все большее количество сфер знания (например, сейчас никого не удивляет, что в деятельности как коммерческих, так и не коммерческих предприятий используется знание психологии и социологии, которые стали практическими инструментами менеджмента).
Рисунок 1 - Распределение видов менеджмента по связи с экономикой
К видам менеджмента, используемым в экономике, были отнесены 239 вида менеджмента. При этом подразумевается, что составными частями экономики являются коммерческие и некоммерческие организации.
Далее основной интерес будет вызывать менеджмент бизнес-организаций, где под бизнесом подразумевается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Так как «экономика» – довольно обширное понятие, для более точного учета разнообразия ее составных частей, определяющих спектр видов и направлений деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, вторая группа видов менеджмента, разделяемых по критерию «Отношение к экономике», названа «Виды менеджмента, используемые (а не связанные) с экономикой». Как показал анализ, виды менеджмента можно разделить на группы по следующим признакам: 1. Объект управления. 2. Субъект управления. 3. Технология управления. 4. Стиль управления. 5. Национально-культурные особенности управления. 6. Цель управления.
Первые три критерия классификации характеризуют систему управления (объект, субъект и технология (процесс) управления). По поводу трех последних предлагаемых критериев классификации (стиль управления, национально-культурные особенности и цель управления) следует сделать следующие два замечания.
1) Стиль управления в целом является следствием национально-культурных особенностей управления. Под стилем управления, как правило, понимают способ делового общения руководителя с подчиненными, характер отношений между ними в процессе исполнения служебных обязанностей, определяемый форматом распорядительного воздействия и мерой жесткости проявления единоличной воли руководителя.
В настоящей работе стиль управления будет рассматриваться не только по отношению к внутренней среде бизнеса, но и по отношению к внешней среде, где следует говорить не об отношениях руководителя с подчиненными, а об отношениях между бизнес-единицами. Такое толкование стиля оправдано общим определением понятия «стиль» - (1) основная своеобразная форма выражения, возникающая в той или иной сфере человеческой деятельности или (2) «метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения». В отношениях руководителя с подчиненными можно выделить авторитарный, демократический, механистический и конфиденциальный стили управления. В отношениях участников бизнес-процесса может использоваться атакующий, инактивный, интуитивный, креативный, пульсирующий, стихийный или нерегулярный менеджмент и др.
В настоящее время национально-культурные особенности управления и их научное сравнение в рамках сравнительного менеджмента только получает свое развитие на фоне широкомасштабных интеграционных процессов в Европе, Азии и Северной Америки. Выделены и описаны американский и японский виды менеджмента, формируется сравнительный менеджмент, в начале своего развития находится научная концепция русского менеджмента.