Управление рисками, имеющими катастрофические последствия. Теория катастроф
Многие руководители считают необходимым максимизировать рост своей фирмы всеми средствами. Предполагается, что при росте оборотов, объемов производства, численности занятых, производственных площадей, количества филиалов и т.п. автоматически будут расти эффективная рыночная доля и прибыли фирмы. На самом деле это не всегда так. Финансовый результат экономической эффективности фирмы не всегда прямо пропорционален показателям ее роста. Проблемы слишком быстро или слишком медленно растущих фирм различны. При этом результаты сходны: как слишком быстрый, так и слишком медленный рост могут разрегулировать финансы фирмы. Рост должен быть органичным, соответствующим другим аспектам жизни фирмы. Неадекватно быстрый рост может привести фирму к банкротству, к неспособности своевременно возвращать долги. Слишком медленный рост может сделать фирму лакомым кусочком для финансового перехватчика. Ростом следует управлять. Финансовая наука располагает методиками оценки адекватности роста фирмы.
Каким должен быть рост? Прежде всего, следует осознать основу для оценки: естественный темп роста. Это максимальный темп роста продаж, который фирма может себе позволить, не истощая свои финансовые ресурсы и не подставляясь под избыточный риск. По отношению к этому показателю анализируются последствия слишком заниженных или завышенных фактических показателей роста фирмы. Своевременное доставление этих показателей и консервативное отношение к росту - это обязанности финансовых менеджеров и риск-менеджеров.
Рост может достигаться как за счет внутренних источников так и за счет внешних. Внутренний рост - это рост за счет расширения собственной производственной деятельности фирмы. Это может быть инвестирование и в закупку нового оборудования, и в обучение сотрудников, и во вторжение на новый рынок. Внутренний рост может финансироваться как за счет внутренних источников, так и за счет внешнего финансирования. Но чтобы сокращать резервы и инвестировать их, нужно быть уверенным в подлинном уровне рисков, грозящих фирме.
Внешний рост - это рост за счет соединения с другими фирмами. Обычно используются три показателя роста:
1. Рост объемов продаж.
2. Рост прибылей.
3. Рост активов.
Зачем фирме расти? Причин стремления фирмы к росту может быть очень много. В каждом из случаев эти причины могут причудливо сочетаться, а некоторые из них взаимосвязаны. Наиболее часто упоминаются:
1. Снижение различных видов риска.
2. Снижение стратегического риска через диверсификацию. Если фирма производит зонты и мазь от загара, то и в дождливую погоду, и в солнечную она будет иметь продажи либо на одном, либо на другом рынке.
3. Стабильность. Крупные фирмы, как показывает опыт, стабильнее мелких, хотя это и не всегда так.
4. Различные виды операционной экономии. К таковым относятся экономия на масштабах производства, на совмещении деятельностей, на массовом применении квалификации, на едином управлении и пр.
5. Приспособление к окружающей среде.
6. Использование особых факторов. Таким может быть, к примеру, стремление фирмы А, нуждающейся в некотором уникальном ресурсе, к слиянию с фирмой В, которой принадлежит этот ресурс.
7. Вынужденные маневры. Необходимость соответствия требованиям закона.
8. Прорыв на рынки капитала. Крупной фирме легче продавать акции, легче попасть на биржу, легче получить кредит в банке, легче размещать свои обязательства на рынке заемного капитала и т.п.
9. Осуществление маневра с большими финансовыми ресурсами.
Внешний рост фирмы, который достигается за счет ее соединения с другими фирмами, может преследовать достижение нескольких преимуществ:
1. Синергетические эффекты.
2. Быстрая экспансия.
3. Немедленный денежный приток.
4. Снижение риска.
5. Различные виды экономии.
6. Налоговые преимущества.
7. Покупка недооцененных активов.
8. Защита от финансового захвата.
9. Доступность высококвалифицированного менеджмента.
10. Прорыв на финансовые рынки.
11. Прорыв к уникальным ресурсам.
12. Захват критически важной доли рынка.
13. Закрытие конкурента.
Слияние можно осуществить разными способами. Соответственно способу, целям и легальной форме можно выделить различные организационные формы слияний. Каждый из этих путей имеет свой рисковый спектр.
Итак, любая фирма живет до тех пор, пока она развивается. Сознательное или бессознательное развитие фирмы ведет к изменению ее рискового профиля. Управление рисками так или иначе сопровождает это развитие. Одна из задач риск-менеджеров в том и состоит, чтобы развитие фирмы и ее программ управления рисками было бы продуктивно согласованным.
Первые сведения о теории катастроф появились в западной печати около 1970 г. В журналах типа “Ньюс уик" сообщалось о перевороте в математике, сравнимом разве что с изобретением Ньютоном дифференциального и интегрального исчисления. Утверждалось, что новая наука - теория катастроф - для человечества гораздо ценнее, чем математический анализ: в то время как ньютоновская теория позволяет исследовать лишь плавные, непрерывные процессы, теория катастроф дает универсальный метод исследования всех скачкообразных переходов, разрывов, внезапных качественных изменений. Появились сотни научных и околонаучных публикаций, в которых теория катастроф применяется к столь разнообразным объектам, как, например, исследования биения сердца, геометрическая и физическая оптика, эмбриология, лингвистика, экспериментальная психология, экономика, гидродинамика, геология и теория элементарных частиц. Среди опубликованных работ по теории катастроф есть исследования устойчивости кораблей, моделирования деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключенных в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств, политики цензуры по отношению к эротической литературе.