Этапы отбора
1. проводимые по схеме;
2. слабо формализованные;
3. выполняемые не по схеме.
Собеседование можно классифицировать по следующим признакам:
1. По месту в процессе отбора персонала:
ü Предварительное
ü Окончательное
2. По числу участников:
ü Один представитель организации и один кандидат (“один на один”);
ü Один представитель организации и несколько кандидатов;
ü Несколько представителей организации и один кандидат;
ü Несколько представителей организации и несколько кандидатов.
3. В зависимости от рассматриваемых вопросов:
ü Биографическое;
ü Ситуационное;
4. В зависимости от структурированности собеседования:
ü Неструктурированное (в виде беседы);
ü Структурированное;
ü Жесткое (в виде “допроса”).
В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Если в ходе беседы пытаются оказывать давление на заявителя, например, задавая вопросы враждебным тоном или намеренно прерывая заявителя, то возможны стрессовые ситуации, крайне отрицательно сказывающиеся на процессе отбора.
Существуют разные ошибки, уменьшающие результативности проводимых бесед. Распространенная ошибка – тенденция делать вывод о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершать такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением.
Краткие рекомендации которые следует учитывать при проведении бесед:
ü Следует внимательно слушать, что и как говорит заявитель;
ü Необходимо следить за поведением заявителя, стараясь получить наиболее полную информацию о нем;
ü Нужно помнить о требованиях, предъявляемых характером работы, особенностям профессии. Эти требования отражаются в профессиограммах, разрабатываемых специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построение социометрических матриц взаимодействия работников, анализ информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограмм руководствуются мнением опытных работников, давно занимающих данное рабочее место (или рабочее место, схожее с оцениваемым), и вышестоящего руководителя.
ü Решение следует принимать только тогда, когда имеешь всю нужную информацию.
ü Беседу необходимо вести вокруг вопросов, которые являются важными критериями отбора. Эти вопросы отражаются в анкете по приеме на работу.
Профессиограмма
– это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку. Профессиограмма состоит из следующих разделов (смотрите в приложении 4 на стр. 45).
4) Тестирование. Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму.
Тест –
(англ. Test – проверка) – это метод позволяющий, с помощью индикаторов выявить наличие у кандидатов определенных профессиональных и личностных качеств, поэтому тесты делят на профессиональные и личностные.
Тестирование в качестве вспомогательного приема при выборе наилучшего из кандидатов при приеме на работу становится все более популярным. Этот интерес вполне понятен, если принять во внимание, что постоянно возрастает значение правильного выбора и все дороже становятся ошибки.
Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предполагаемом рабочем месте.
Как правило, при тестировании выполнение заданий и ответы на вопросы осуществляются кандидатом письменно, после чего оцениваются и интерпретируются результаты. В последнее время все популярнее становится использование автоматизированных тестов, в основном предлагаемых кандидатам на экране компьютера. По окончании компьютер обрабатывает полученную информацию, производит все необходимые расчеты и выделяет результат.