Истоки термина «менеджмент»
Термин «менеджмент» прочно утвердился в общественном сознании. Он звучит с экранов телевизоров, по радио, со страниц журналов и газет. Им обозначают самые разные виды деятельности, а менеджерами порой называют представителей различных профессий, многие из которых не имеют к данному понятию никакого отношения.
К сожалению, как справедливо отмечает ряд авторов, период конца ХХ — начала ХХI века был ознаменован активным засорением русского языка потоком иностранных слов, которые вытесняют отечественные аналоги терминов и вносят путаницу в определение их сущности и содержания.
Термин «менеджмент» имеет специфическое американское происхождение и на русский язык дословно не переводится. Более того, на первых порах им обозначали умение управлять лошадьми, а менеджерами соответственно называли тех, кто осуществляет этот процесс. Однако в дальнейшем смысл существенно изменился. Так:
- Оксфордский словарь трактует менеджмент как административные навыки и искусство управления, способ общения с людьми;
- словарь У. Коллинза под менеджментом предлагает понимать процесс управления и людей, его осуществляющих;
- в ряде американских учебников по курсу менеджмента он определяется как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
Можно проанализировать и ряд других источников. Однако все они, в той или иной мере, отождествляют менеджмент с управлением. Естественно, возникает вопрос, почему же в таком случае у нас в стране не используют этот давно известный и глубоко укоренившийся термин и упорно пытаются насаждать новое и не всем известное слово. Чтобы понять это, нужно выяснить, как соотносятся между собой эти категории. Дело в том, что «управление» и «менеджмент» не одно и то же. Известно, что управление может осуществляться в самых разных сферах, и объекты управленческого воздействия могут существенно различаться. Как правило, выделяют три основных сферы управленческой деятельности:
Естественно, в первых двух случаях речь о менеджменте не идёт. Как правило, менеджерами называют тех, кто управляет людьми. Вместе с тем и здесь не всё однозначно и мнения различных авторов расходятся.
Проблема в том, что управлять людьми можно на разных уровнях. Можно управлять людьми на уровне государства и (или) муниципальных образований, принимая за объект управления эти системы в целом или отдельные их структурные компоненты. Вторым уровнем можно считать управление хозяйственными организациями (предприятиями), бюджетными учреждениями и другими структурами, которые принято относить к организациям.
Это деление и порождает дискуссии. Ряд специалистов в области управления считают, что управление государством и муниципальными образованиями представляет собой самостоятельную сферу управленческой деятельности — сферу «государственного
- управление техническими механизмами (к примеру, автомобилем, самолётом, станком и т.д.);
- управление биологическими системами (обратите внимание на человеческий организм как объект управления);
- управление социально-экономическими системами, или, проще говоря, управление людьми.