Истоки термина «менеджмент»
По их мнению, менеджментом следует считать процесс управления предприятием и аналогичными хозяйственными и нехозяйственными организациями.
Их оппоненты считают, что менеджмент — это более широкое понятие, и фактически отождествляют его с управлением всеми социально-экономическими системами. В ряде источников приводятся размышления о менеджменте государственных структур и муниципальных образований.
Сторонники обеих позиций приводят аргументы в обоснование собственной точки зрения и ссылаются на официальные источники. Так, приверженцы того, что менеджмент — это процесс управления хозяйственной организацией, указывают на наличие соответствующей специальности («Менеджмент организации») в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации.
Сторонники отождествления государственного и муниципального управления с менеджментом также ссылаются на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, но указывают на то, что он предусматривает присвоение специалистам в области «Государственного и муниципального управления» квалификации «Менеджер».
Естественно, каждая точка зрения заслуживает уважения, однако лучше придерживаться первой позиции и рассматривать менеджмент как процесс управления предприятием.
Менеджмент — это наука о принципах, методах и средствах управления организацией в целях повышения эффективности её функционирования и осуществления предпринимательской деятельности.
Очень часто в научной литературе разворачиваются дискуссии о менеджменте как науке и искусстве, о том, что же он представляет собой на самом деле. Размышления на эту тему приводят к выводу о том, что противопоставление науки и искусства применительно к менеджменту не совсем обоснованно.
Известно, что наука аккумулирует знания о том или ином объекте, осмысливает и исследует их и по итогам проведённого изучения формулирует выводы и рекомендации. Данные рекомендации и должны составить основу практической деятельности менеджеров по управлению вверенными им структурами. В этом смысле можно говорить о менеджменте как о науке.
Однако, изучая опыт практической деятельности менеджеров, можно заметить, что отличные теоретические знания менеджмента являются хоть и обязательным, но ешё недостаточным условием успешной практической деятельности. Выясняется, что мало обладать знаниями о том, как нужно управлять предприятием, необходимо уметь применить эти знания на практике.
Данное умение, т.е. умение, опираясь на теоретические знания, успешно управлять организацией в целом или какой-либо её частью и обеспечивать достижение поставленных целей, и можно рассматривать как искусство менеджмента. В данном случае принципиальное значение имеют два момента:
- во-первых, следует учитывать, что менеджер — это наёмный работник, которого собственник нанял для выполнения управленческих функций;
- во-вторых, менеджер выполняет именно управленческие, а не какие-либо иные, пусть даже и очень отвётственные функции.
Исходя из этого, всех менеджеров принято условно делить на несколько групп: